Old Testament. Course of lectures. Part I.

Но среди общего разложения и надвигающейся беды должен сохраниться некий «оста{86}ток», по-еврейски «шеар» — святой «остаток» Израилев (Ис 10:21). Именно в нем, в этом остатке, и осуществляется то, что было предсказано народу Божию. Кто же войдет в этот «остаток»? Прежде всего, — род Давида, как бы эмблема и символ неотменности обетования. Но основной остаток составляют люди, верные святости, люди нравственно чистые, посвящающие свою жизнь небесному Царю. Они-то и станут ядром возрожденного народа Божия, как некогда Ной, спасенный в Ковчеге.

Пророк Исаия не только говорит об этом священном остатке, но и стремится созидать его. Единственный из пророков-писателей, он создает школу учеников, которая просуществовала более двух столетий. Он сплотил вокруг себя молодежь, которая, восприняв его идеалы, положила начало новому религиозному движению в Иерусалиме, известному под названием «Бедняки Господни». Иначе они назывались анавитами от еврейского слова «они», т. е. бедный (см. Библейский энциклопедический словарь). Бедняки Господни и принадлежали к небогатым сословиям, но в них не следует видеть людей, которые ищут подаяния или милостыни. Когда Библия говорит о людях бедных, она, как правило, имеет в виду прежде всего нравственно чистых и любящих Бога. У пророка Амоса слово «нищий» и «праведник» являются синонимами (Ам 2:6); то же самое и у Иеремии (20:11). А богатство и роскошь обычно ассоциируются с пороком и нечестием.

Это является следствием борьбы со старыми ханаанскими культами. Простой народ с возвышенными и свободными идеалами, постоянно питал оппозицию к власти, к обогащению и цивилизации; угнетатель, богач и вероотступник нередко представлены были в одном лице, поэтому многие ревнители веры добровольно обрекали себя на сознательную бедность. Поэтому движение анавитов — эбионизм — является не социальной, а, скорее, религиозной категорией. Бедность, порожденную праздностью, Библия недвусмысленно осуждала (Прит 28:9). Неимущий, исполненный злобы, зависти и алчности, получивший бедность по своей лености, не может быть причастным к беднякам Господним. Впоследствии св. Амвросий Медиоланский скажет такие крылатые слова: «Не всякая бедность свята, а богатство — преступно; но как излишество позорит богатство, так и бедность украшается святостью».

Существует мнение о том, что Книга Исаии с гл. 1 по 66 представляет собой длинную проповедь пророка и последовательно передает целый ряд его выступлений. Это мнение относится к прошлому веку. По мнению экзегетов XX века, которое уже принято считать сформировавшимся, существует некий Второ-Исаия, которого впервые выделил ученый Дедерлайн в 1788 году, как анонимный пророк периода пленения, которому приписываются главы примерно с 40-ой до 66-ую. Известный исследователь Библии Духим в 1892 году предложил деление на Второ-Исаию, а затем даже и на Третье-Исаию глав с 56-ой до 66-ой.

Сегодня при всем разнообразии делений, предлагаемых разными экзегетами, существует убеждение, что Книга Исаии является не единым текстом, а скорее антологией, где выделяется вклад основного пророка Исаии VIII века с 1-ой по 40-ю главу. Затем анонимный пророк времени пленения — большая часть текста с 40-ой по 55-ю главу и, наконец, школа учеников, последователей Исаии, которые, возможно, по-своему выражали его мысли своим стилем. Такое разделение основывается на том, что в случае признания единого авторства, для всех трех частей невозможно согласовать между собой различные противоречия. О них вы должны знать.

Какие же эти противоречия? Первое — это разница в стилистике частей; второе — различный набор трактуемых тем, многие из которых не могли быть в центре внимания предполагаемой аудитории VIII века. Например, о Вавилоне говорится как о могущественной державе, в то время как в VIII веке он только зарождается. В последних главах нашли отражение события со времени ассирийской угрозы до периода после пленения и даже события более позднего времени.

Тем не менее, мы говорим об Исаие, как о едином пророке, его авторитетом освящаем все главы. И если был некий Второ-Исаия, который ветхозаветным составителем был органично вплетен в состав этой книги, то нужно думать, что его духоносность и великое богозрение были на очень высоком уровне. Даже переписчик времен Иезекииля не разделил этих частей, а оставил в каноне, озаглавив одним именем.

Итак, первый период правления Иоафама (740–734 гг.). Это период экономического процветания и независимости. В эти первые годы Исаию волнуют, прежде всего, проблемы социальной и религиозной жизни. Он говорит также о несправедливости, которая царит в Израиле. Исаия так говорит:

«Иерусалим перестал быть верной женой и превратился в блудницу»