Old Testament. Course of lectures. Part I.

Иеремия — это символ веры, которая утверждает себя на развалинах. Он сознает, что находится в безнадежном положении, но однако, поступает, как человек, который надеется и верит. И второе: Иеремия — это символ скорбящего человека. Он не возвышается над своим временем, подобно Исаие, но он подчиняется тому гнету, который на него наваливается и несет его, как тяжкую ношу. Он совершенно не считается с собой и только идет своим путем. Ради любви к Богу, он все берет на себя и готов вынести и грехи своих соотечественников.

Мотив и возвещение Нового Завета — (гл. 31–34). Эти главы принято называть «Книгами утешения». Здесь довольно сложные проблемы, которые связаны с экзегезой. Основная тема этих глав — «дарование надежды». Они говорят о том, что будет обращение Богоизбранного народа, который находится пока в рассеянии, он будет вновь приведен в Палестину, и вновь объединится в Сион, но в совершенно новых условиях. Самое древнее пророчество относится к Ефрему, т. е. к Израилю, первому сыну потомства Рахили, стремящемуся вернуться в Самарию. Вопрос — вернулся ли Израиль в Самарию? Отчасти. Поэтому так и говорилось: «Галилея языческая», что там не было чистоты крови.

И «Книги утешения» включают в себя знаменитое возвещение Нового Завета. В этом тексте содержится также позднейшее добавление. Иеремия не просто констатирует греховность и неверность Израиля, а говорит так:

«За все прелюбодейные действия отступницы дочери Израиля я отпустил ее и дал ей разводное письмо»

(Иер 37:3–7). Он, в первую очередь, показывает спасительный характер позиции Бога, его волю к прощению. Перед лицом Израиля, нарушившего Древний Завет, который предусматривал взаимные обязательства между Богом и народом, пророк возвещает по инициативе Бога Новый Завет. Именно этот Завет будет обращен к сердцу человека:

«Вложу Закон мой на внутренности и на сердцах их напишу его»

(Иер 31:33). И будет отличаться познанием и единением с Богом и скреплен прощением грехов» — пророчество о Новом Завете (Иер 31:34; 31:24). Этот внутренний характер Нового Завета не только будет способствовать правильности жизни, тема очень дорогая для Иеремии, но позволяет освободиться в новом союзе от идеи этнической исключительности и сделать его Вселенским. То есть этот Новый Союз отнюдь не для еврейского народа, а для всей вселенной. Это очень важно, что такая мысль здесь проходит. В этой перспективе грех по-прежнему, к сожалению, будет возможен, но Бог, рассматривая его как преступление, будет прощать его, если человек будет каяться. В заключение можно сказать, что, согласно Иеремии, Новый Завет является проявлением любви Бога к человеку, к тому союзу, который заключен между Богом и человеком, который становится нерушимым благодаря приходу Мессии.

Вторая тема — исповедь Иеремии. Речь идет о целом ряде отрывков и текстов, которые характеризуют различные эпизоды жизни пророка, позволяющие нам вникнуть в глубины его духа и веры и раскрыть драму его существа. Обычно исповедальными отрывками называются следующие: (Иер 11:18–19; 15:10–21; 17; 18:18–23). При синхронном чтении этих отрывков, можно увидеть облик пророка, по крайней мере, внутренний смысл его стремлений. Попытаемся понять его настроения, которые были характерны для опреде{91}ленных людей Ветхого Завета и служили жизненной поддержкой. Иеремия — не иначе, как муж скорбей, именно в силу своей пророческой миссии. И действительно, он принимает эту роль и считает себя недостойным.