Введение в Ветхий Завет

«Кто украдет человека из сынов Израилевых и, поработив его, продаст его … то должно предать его смерти … Если кто ударит раба своего или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан. Но если они день или два переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку … и повредит (глаз), пусть отпустит их на волю за глаз». (21, 16, 20-21, 26)

Закон повелевает быть милосердным: «Пришельца не притесняй … ибо сами вы были пришельцами в земле Египетской … ни вдовы, ни сироты … Если же ты притеснишь их … то Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой … Если даешь взаймы бедному из народа Моего, то … не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров его … Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста … оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш … Не обижай ближнего твоего. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра…» (Исх. 22, 21-27, Лев. 19, 9-15). Как тут не вспомнить сталинское голодное время, когда расстреливали за подобранную на колхозном поле картошку. Как не подумать о современных директорах, годами не выплачивающих зарплату!

Божественное воспитание народа законом предполагает правосудие и истинное свидетельство. Тесть Моисея Иофор однажды предложил Моисею судить самому только наиболее важные дела, а остальные распределить между начальниками разных уровней, выбрав для этого бескорыстных людей (Исх. 18 гл). Специальные законы посвящены их деятельности. «Не внимай пустому слуху, не давай руки своей нечестивому, чтобы быть свидетелем неправды … Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых». (Исх. 23, 1, 6,8). Но, с другой стороны, «и бедному не потворствуй в тяжбе его» (21, 3), ведь бедность не означает обязательного благородства. И наконец: «не ходи переносчиком в народе твоем» (Лев. 19, 16), — Закон не оставляет без внимания и «стукачей».

Целый пласт неоднократно высказанных запретов и постановлений касается темы брака и половых отношений. Кроме прелюбодеяния (измены), особенное внимание обращалось на любое блудодеяние, которое в большинстве случаев наказывалось смертью.

«Если обольстит кто девицу не обрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено и возьмет ее себе в жену. А если отец … не захочет выдать ее за него, пусть заплатит отцу…» (Исх. 22, 16-17) «Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, … и пустит о ней молву (что) не нашел у нее девства, то отец отроковицы и мать ее пусть … вынесут признаки девства … к старейшинам города … наложат на (мужа) сто сиклей серебра пени … отцу отроковицы; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. Если же сказанное будет истинно … то отроковицу … приведут к дверям дома отца ее, и жители города … побьют ее камнями до смерти, ибо она … блудодействовала в доме отца своего … Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих … Если будет молодая девица обрученная мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти … Если же кто в поле встретится с отроковицей обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину … а … на отроковице нет преступления … ибо хотя отроковица (в поле) кричала, но некому было спасти ее» (Втор 22, 13-27)

Под страхом смерти были запрещены скотоложство (грех соединения со смертной душой), мужеложство (извращение смысла и задачи брака) и кровосмешение, причем под последним понимались, к примеру, отношения между сыном и любой женой или наложницей отца, рассматривавшиеся как осквернение отцовского ложа (это продолжение мотива поведения Хама).

Специальные законы касались границ между коленами и семьями, причем рекомендовалось не передвигать межу, установленную отцами (см. Втор. 19, 14), о воинской повинности и отсрочке от нее молодому мужу, пока не насладится браком (Втор 24, 5) и др. Один из интереснейших обычаев запечатлен в законе о назорействе. Любой мужчина в Израиле мог на определенный срок (на несколько лет, реже на всю жизнь) стать назореем пред Господом. Для этого он давал три обета: во все время назорейства не пить вина, не стричь волосы и не прикасаться ни к чему нечистому. Если хоть один раз он нарушал эти обеты, то срок назорейства начинался снова. Это явление нельзя отождествлять с монашеством, даже дохристианским, но оно безусловно было подвигом, совершавшимся ради Ягвэ.

Наконец, целый свод законов и пояснений касался темы чистоты и нечистоты. Щепетильность в отношении чистого и нечистого была связано с глубоким осознанием «святости Бога», о чем будет сказано позже; подобное разделение возникало в ВЗ в связи с четырьмя проблемами:

— «чистые» и «нечистые» животные

— физиологическая нечистота женщин и истечения мужчин

— нечистота трупов

— нечистота проказы.

Запреты относительно определенных зверей описаны в 11 гл. кн. Левит. Но мы знаем о том, что еще Ной взял с собой в ковчег по семь пар чистых и по паре нечистых животных; стало быть, представления эти уходят в древнейшие времена. Из текста, смысл которого местами затемнен (Лев. 11, 3-7), мы не сможем понять логической причины подобного разделения животных. Нечистыми названы верблюд, тушканчик, заяц, свинья, орел, гриф, коршун, ворон, страус, змея и т. д. Может быть, это связано с памятью об Адамовом знании сути животных, когда в раю он «нарекал им имена», а может — с наблюдением за теми или иными видами животных. Не исключена и та версия, что животные, запрещенные Законом, могли иметь жертвенное значение у народов Ханаана, чьи нравы считались мерзостью в глазах Божиих. Только чистое животное могло быть символом общения с Богом, заместительной жертвой за грехи народа.

Физиологическая нечистота, связанная с месячными отправлениями, брачными отношениями или послеродового состояния женщины, воспринималась как явное свидетельство греховного недостоинства пред Богом, почему в этих случаях полагалось водное омовение и специальная жертва. (см. Лев 12 и 15 гл.)