Введение в Ветхий Завет

(Пс. 56, пер. Аверинцева)

Примером покаянного псалма является 50-ый («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»); не менее знаменит 90-ый псалом («Живый в помощи Вышнего»), в котором молящийся испрашивает у Бога чуда защиты от врагов или беды («тысяча падет с тобою рядом, и десять тысяч — одесную, но до тебя не коснется» — Пс. 90, 7, пер. Аверинцева). Ряд псалмов похожи на притчи и отражают размышления об извечном нравственном выборе человека и об истинной ценности его поступков:

«О, благо тому, Кто совета с лукавым не устроял, На стезю грешных не вступал, Между кощунниками не сидел; Но в законе Господнем — радость его, Слова закона в уме его день и ночь. Он как дерево, что насаждено У самого течения вод, Что в должное время принесет плоды, И не увянут листы его, Устроится всякое дело его. Грешные не таковы, Они — как развеваемый ветром прах, Грешные на суде не устоят, Лукавым меж праведных места нет; Путь праведных ведает Господь, Но потерян лукавых путь»

(Пс. 1, пер Аверинцева)

«Если дома не строит Господь – К чему строителей труды? Если града не хранит Господь – К чему бодрствует страж?»

(Пс. 126, 1-2; пер Ав) и т. д.

Но даже в тех псалмах, где нет прямого обращения к Ягвэ, Он всё равно пребывает живым свидетелем духовной высоты автора, который и рассуждает, и надеется, и молится, и взывает, и вопит, но более всего — алчет жизни в Божьем царстве:

«Как желанны обители Твои, Адонаи, Господи сил! …Ликует во мне сердце мое, Торжествует плоть моя, В радости о Боге Живом. Вот, и пташка находит ебе приют, И ласточка укром птенцам своим, А мне — алтари Твои, Боже сил … Блаженны живущие в дому Твоем …

(Пс. 83, 1-6; пер. Авер)

Выраженное в гимнах и молениях высокое напряжение духовной жизни Давида, Соломона и многих безымянных авторов, искреннее переживание славы и справедливости Творца на фоне собственных страданий иногда поднимало псалмы до уровня пророчеств, и поэтому некоторые псалмы, говорящие о будущем Мессии –Спасителе, строчки из которых цитирует в Евангелии Господь Иисус, называются «мессианскими». К их числу относятся Пс. 2, 15, 68, 71, 109 и др., но особенно ярким в этом отношении является 21-ый Пс, в котором страдания Христа изображены так точно, будто автор присутствовал при будущей Голгофе:

«Боже мой! Боже мой! … Для чего Ты оставил меня? … Я … червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему»… Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск … язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной … скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои … … они смотрят, и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий …