Мессия в еврейских праздниках и традициях

На Пасху пьют четыре чаши вина. Каждая чаша имеет свое особое название. Первая чаша называется Кадеш или чаша Освящения.

Вторая чаша — Казней. Третья чаша — чаша Искупления, и четвертая — чаша Галлель или чаша Хвалы. Когда мы пьем первую чашу, чашу Освящения, мы посвящаем наше служение Господу и молимся о благословении всех присутствующих. Обычай наполнять пять бокалов основан на отрывке из Торы, который упоминает о пяти ступенях освобождения из египетского рабства (Исх. 6:6):«И выведу вас из Египта» — Первый Бокал — за физический Исход.

«И избавлю вас от служения им» — Второй Бокал — за духовный Исход. Его выпивают после рассказа об Исходе.

«И спасу вас мышцею простертою и судами великими» — Третий Бокал — за спасение от преследования. Выпивают после «Благословения после трапезы».«И Я приму вас к Себе в народ» — Четвертый Бокал, который мы пьем после «Галлель», — в память о даровании Торы, как ключевого события, в котором заключен смысл Исхода.

Таковы четыре обязательных бокала. Однако в следующем стихе в Торе говорится: «И Я введу вас в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову». Поколение, вышедшее из Египта, не дожило до этого, оно умерло в пустыне, и в землю Израиля вошли только их сыновья. Что касается нас, то все мы, евреи, находящиеся в Израиле или в диаспоре, тоже ждем освобождения, то есть прихода Машиаха и установления Его царства, восстановления Храма и соответствующей духовной жизни. Мы не знаем, произойдет ли это при жизни нашего поколения или нет, но мы должны постоянно надеяться и ждать этого прихода и стараться сделать все, чтобы его приблизить. И мы наливаем, хотя и не пьем, Пятый Бокал — один на всех, и называем его «Кос шэль Элия» (Бокал пророка Илии), так как этот пророк призван был возвестить о приходе Мессии.

На последней вечере перед распятием Иисус Мессия поднял первую чашу, сказав:«Примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божье» (Лк. 22:17–18).

ХЛЕБ ПЕЧАЛИ

Маца — это хлеб печали, который ели наши предки в земле Египетской. С первого вечера Песаха начинается семидневный праздник, который называется Праздник опресноков (Хаг га–мацот). Во время этого праздника евреи не едят ничего квасного. Почему нельзя есть именно квасное? Потому что в Библии закваска упоминается как символ греха. С древности небольшая часть закваски использовалась для заквашивания теста. Закваски совсем немного, но от нее все тесто очень быстро увеличивается в объеме. Подобным образом и грех проникает во все сферы жизни человека и воздействует на них Царь Соломон, понимая это, провозгласил.«Нет человека праведного па земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20) И отголоски этого мы видим в послании апостола Павла.

«Потому что все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23).

Преломление средней мацы

Самый загадочный предмет на Пасхальном столе — это мешочек, который называется «Маца тош». Внутри него находятся три пластинки мацы. Ведущий седера берет среднею мацу и делит ее надвое. Затем он заворачивает в ткань большую часть мацы и кладет в сторону, другую половину кладет обратно в мешочек. Половинка мацы, завернутая в ткань, называется Афикоман. Афикоман — не еврейское слово. Это греческое слово означает «появиться позже» Афикоман съедят позже, когда произойдет нечто таинственное: завернутый Афикоман будет спрятан от детей и затем их пошлют искать его. Найдя спрятанный Афикоман, дети должны его вернуть, а ведущий должен выкупить его у них.

Четыре вопроса (Ма Ништана)

Посредством празднования Пасхи мы можем разъяснить нашим детям, в чем состоит смысл искупительного акта Бога. Бог заповедовал нам, чтобы мы в каждом поколении рассказывали о событиях, произошедших с нашими предками более двух тысяч лет тому назад.

«И скажешъ ты сыну твоему в тот денъ так: ради исполнения этой заповеди сделал Господъ мне это при исходе моем из Египта» (Исх. 13:8). Ведущий вызывает детей, которые задают традиционные четыре вопроса: Чем эта ночь отлична от других ночей? Почему во все остальные ночи мы едим и пресный, и квасной хлеб, а в эту ночь — только пресный (мацу)? Почему во все другие ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь — только горькую? Почему во все другие ночи мы едим как хотим, сидя или облокотившись, а в эту ночь мы едим только облокотившись?