Мессия в еврейских праздниках и традициях

Все предметы на Пасхальном столе рассказывают историю искупления.

Первый предмет называется КАРПАС. Обычно это небольшой кусочек луковицы или кусочек вареного картофеля карпас является символом жизни, но перед тем, как съесть, его макают в соленую воду. Таким образом, макая в воду карпас, мы вспоминаем, что жизнь без искупления — это жизнь, погруженная в слезы.

Следующий предмет называется МАРОР — горькие травы. Марор напоминает о горечи египетского рабства. Этот пасхальный предмет также дает нам важный урок о рабстве греха. Сердце, которое было обладаемо горьким корнем, — это сердце, которое еще долгое время остается в рабстве, даже после физического освобождения.

Это подобно саду, заполненному сорняками, который не может быть очищен просто обрезанием верхушек растений, — также и грех в нашей жизни не может быть исправлен через внешнее исполнение добрых дел. Поэтому Иисус обличал некоторых из наших лидеров, говоря:«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые по наружности кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты… Вы по наружности кажетесь людям праведны, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27–28)Вот почему Бог через пророка Иезекииля обещал дать нам новое сердце и новый дух — Святой Дух — который очистит нас изнутри (Иез. 36:25–27).

ХАРОСЕТ — это символ, напоминающий о глине, которую наши предки использовали для изготовления кирпичей. Харосет — это смесь тертых яблок, груш и орехов. Сейчас вы, возможно, удивлены:

«Почему такая сладкая смесь используется для описания очень горького труда?» Мы же говорим, что даже самая горькая работа становится слаще с обетованием искупления. Есть традиция: вкушать вместе харосет и марор, вспоминая горечь жизни в рабстве и сладость Божьего искупления.

БЕЙЦА — сваренное вкрутую яйцо напоминает нам о жертве, называвшейся «хагига» (от ивр. хаг — «праздник»). Эту жертву приносили в Храме в праздник Песах, Шавуот и Суккот. Другое объяснение гласит: чем дольше варят яйцо, тем тверже оно становится; так и народ Израиля с каждым бедствием, постигающим его, становится все тверже и закаленней. Есть и еще одно объяснение: крутое яйцо — это пища скорбящих, поэтому за пасхальным столом мы едим крутое яйцо в знак траура по разрушению Храма.

ХАЗЕРЕТ — тертый хрен, его терпкий горький вкус напоминает нам (также как, и вкус марора) о горечи египетского рабства. Хазерет мы едим вместе с мацой, из которой мы делаем своего рода сэндвич. Это напоминает нам об обычае Гилеля, одного из величайших мудрецов Израиля, который в сьою очередь поступал таким образом в память о том, что ели мясо пасхальной жертвы, мацу и марор в те времена, когда существовал Храм. Последний предмет, возможно, самый странный из всех. Он называется ЗЕРОА — куриное горлышко. Песах — праздник, когда в Иерусалиме приносили в жертву пасхальных агнцев. Но сейчас на Песах агнцев в жертву уже не приносят. Вот причина: агнцы, которые использовались для пищи на Пасху, были Пасхальными жертвами.

Но в 70–м году н. э. Иерусалимский Храм был разрушен римлянами, а там находился алтарь, на котором приносились все жертвы, и с того времени до наших дней жертвы перестали приносить, и ни один агнец не был заклан в Пасху. Но зероа напоминает нам о древних пасхальных жертвах, которые мы больше не можем приносить. После того, как мы познакомились со всеми предметами праздничного Пасхального стола, сам по себе возникает интригующий вопрос: — без алтаря, без Храма, без жертв как мы можем быть прощены, и как мы можем быть искуплены от власти греха? Ведь закон Моисея дает четкое определение:«Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищатъ души ваши, ибо кровъ сия душу очищает» (Лев. 17:11).

Без Храма, без алтаря, — как может стать доступным искупление?

Более двух тысяч лет назад жил еврей по имени Йоханан Гаматбилъ. Возможно, вы его лучше знаете под именем Иоанн Креститель. И вот однажды, когда он крестил людей в реке Иордан, он увидел другого еврея, по имени Йешуа, которого вы уже знаете под именем Иисус. Иоанн провозгласил: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира». Древние жертвы, включая пасхальные, приносились Богу в Храме, чтобы преподать нам важный урок. Мы — грешники, и за наши грехи заслуживаем смерти. Но Бог в Своей милости принял заместительную смерть вместо нашей смерти. Безгрешная и непорочная смерть за нас. Итак, Мессия пришел исполнить пророчества и, как непорочный Агнец, умереть за наши грехи. Вот как мы искуплены, вот как прощены наши грехи. Не через жертву агнцев, но через совершенного Агнца Божьего, Который взял на Себя грех всего мира.

Вторая чаша

Песах — это время радости, и наполненные чаши символизируют радость. Ведущий начинает убавлять содержимое чаши и при этом произносит названия казней, которые постигли египетскую землю.

Дам — «кровь» (вода в Ниле стала кровью, и не могли египтяне пить ее. Наказание начато было с реки Нил, так как египтяне поклонялись ей как божеству).