Мессия в еврейских праздниках и традициях
Рош–Гашана — праздник с большой направленностью на личность. В это время евреи анализируют свои поступки за весь прошедший год. Цель этого праздника — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к наступающему году. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог решает, кто на следующий год будет жить, а кто умрет.
Раввины считают, что в Новый год должны иметь место определенные события:
1. Народ приветствует Бога звуками труб, как коронованного царя.
2. Пророк Софония предсказывал приближение великого дня Господня. День суда — это день сигнальной трубы.
«Близок великий день Господень, близок — и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый!… День трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен (Соф. 1:14–16).
3. Пророк Исайя говорил о великом шофаре, который провозгласит мессианскую эру:
«И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирии и изгнанные в Египет, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис. 27:13).
4. Шофар будет звучать при воскресении мертвых.
ШОФАР
Своего рода музыкальным инструментом при покаянии во время Рош–Гашана является шофар — бараний рог, в который трубят в синагоге сто раз в каждый из двух дней Рош–Гашана. РаМБаМ (раби Моше бен Маймон, 12 век н. э.), крупнейший иудейский философ, считал смыслом громкого звука рога призыв к покаянию: «Проснитесь, спящие, проснитесь ото сна. Дремлющие, очнитесь от вашей дремы. Обозрите ваши дела и обратитесь к тшуве (покаянию)». Другой знаменитый еврейский раввин, Шауль из Тарса, которого вы наверняка лучше знаете под именем апостола Павла, в Новом Завете написал такие слова:«Потому что Сам Господь при возвращении, при гласе Архангела и трубе (шофар) Божьей сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде…» (1 Фес. 4: — 16). Шофар должен будет предупредить о пришествии дня Господа, к которому все люди должны быть готовы в любое время. Павел в том же послании говорит:
«О временах и сроках нет нужды ткать… Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень придет так же, как вор ночью» (1 Фес. 5:1- 2). Господь придет подобно вору, которого не ждут, но мы не можем быть застигнуты врасплох.
Шофар всегда играл одну из важнейших ролей в истории древних израильтян. Раввины восхищались цитатами из многовековой истории шофара в Библии: шофар был сделан для благоденствия Израиля. Тора была дана Израилю при звуке шофара (Исх. 19:19).
Израиль победил город Иерихон под звуки шофара (И. Нав. 6:20). О пришествии Мессии будет возвещено звуками шофара (Зах. 9:14) И Святой Израилев будет трубить в шофар во время собрания евреев из рассеяния в их землю (Ис. 27:13) (трактат Элиагу Зута 2). В Библии записано, что в шофар трубят во время сборов израильтян на войну (Суд. 3:27; 2 Цар. 20:1). Также и стражи, стоявшие на стенах Иерусалима, трубили в шофары, предупреждая народ о надвигающейся опасности (Ам. 3:6; Иер. 6:1; Иез. 33:6). Но в шофар трубили не только для предупреждения об опасности. Шофар также возвещал начало Юбилейного года (Лев. 25:9), а также великое субботнее освобождение, назначенное Богом. Страждущие рабы и безнадежные должники прислушивались к радостным и долгожданным звукам, которые провозглашали свободу. Сама земля приветствовала трубный звук, приносивший ей отдых Серебряные трубы звучали каждый раз, когда приносились жертвы всесожжения в начале каждого нового месяца, но на начало осеннего месяца — Тишрей — звучал шофар (Вавилонский Талмуд, Рош–Гашана 26 б). Шофар также возвещал коронацию нового царя (3 Цар. 34:39). Шофар напоминал евреям о господстве Бога над всеми народами Земли:«Ибо Господь всевышний страшен, — великий царь над всею землею… Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 46:3, 6).
Писание также объявляет о роли шофара в будущем восстановлении государства Израиль. Исайя рассматривает протяжный звук шофара как провозглашение последнего собрания остатков Израиля:«И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в земле Египетской, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис.