THE WORKS OF OUR HOLY FATHER JOHN CHRYSOSTOM, ARCHBISHOP OF CONSTANTINOPLE, DISCOURSE ON THE BOOK OF GENESIS T

Или не знаешь, что юность и сама по себе слаба и удобопреклонна к злу; а когда получит еще большее богатство, то еще стремительнее увлекается ко всему худому? Как огонь, нашедши горючее вещество, производит сильнейшее пламя, так и юность, получив кучу денег, как удобовозгараемое вещество, возжигает такое пламя, что вся душа юноши воспламеняется. Такой юноша может ли думать о целомудрии, убегать невоздержания, предпринимать какие–либо подвиги добродетели, или что–либо другое духовное?

2. Не слышишь ли, что говорит Христос: «забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22), — что и назвал Он тернием? Сказав, что одно семя пало в терние, и, изъясняя ученикам, что такое терние, Господь говорит: «забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». И хорошо заботы века сего уподобил Он тернию: как терние не позволяет всходить семени, — но своей густотой заглушает посев, так и житейские заботы не позволяют приносить плод духовному семени, когда оно положено в душу, а, подобно тернию, заглушают и истребляют его, не позволяя прозябать духовному сеянию. «И обольщение богатства», говорит: хорошо приписывает Он и богатству обольщение, потому что оно, в самом деле, обман. Что пользы в таком множестве талантов, в таком избытке денег? «Да приобретение их, говорят, доставляет много удовольствия!» Какое же удовольствие? Что говорит об удовольствии? Не производит ли это особенно безвременные скорби и разнообразные неприятности? Не говорю уже об угрожающем за это наказании; и в настоящей жизни это дело [т. е. любостяжание] не может доставить никакого удовольствия, а сопровождается ежедневными тревогами и неприятностями. Не так море воздымается волнами, как такая душа обуревается помыслами и страстями, и ко всем, своим и чужим, питает неприязнь. А если кто лишится хотя некоторой части своего богатства (а много бывает разных случаев, много коварства рабов и притеснения людей властных), вот тогда–то именно увидишь, что жизнь для них становится невыносимой. Каких же слез достойны такие люди, которые стараются все делать вопреки своей пользе и хотят собирать это к вреду своей души! Но, если угодно, оставим их и, возвратившись к повествованию о праведнике, посмотрим, что последовало далее. «Поставил, сказано, жертвенник» на части поля, «и призвал имя Бога Израилева»; а затем он хотел устроить в Сихеме жилище. Но посмотри опять, как праведник и здесь выказал свою кротость. Что случилось? «Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с ней, и сделал ей насилие. И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы» (Быт. 34:1–3). Видишь, какое зло юность, когда ее не обуздывает благочестивый ум? Лишь увидел, говорит, девицу и от одного взгляда весь объятый страстью любви, привел в исполнение свое вожделение. «И говорил по сердцу девицы». Что это значит? Так как девица была молода, то он говорил ей то, что могло увлечь и уловить ее. И говорит своему отцу: «возьми мне эту девицу в жену» (Быт. 34:4). Иаков услышал о случившемся, и пока с кротостью переносил это, ожидая прихода братьев Дины, которые пасли стада. «Молчал, сказано, Иаков, пока не пришли они» (Быт. 34:5). Когда же пришел Емор к Иакову, — пришли и братья Дины, и, услышав о случившемся с сестрой их, «огорчились» (Быт. 34:7). Что значит: «огорчились»? Были опечалены, им казалось это нестерпимым, совершенно непереносимым, и было причиной их скорби. Огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю (Сихем), переспав с дочерью Иакова» (Быт. 34:7). Видишь целомудрие детей (Иакова)? Они считали это дело величайшим оскорблением. Видишь, как праведник воспитывал своих детей для добродетели; а сын Емора, исполнив свое вожделение, стал причиной гибели своего отца и всего города? Но, прежде выслушаем, что говорит им Емор; а потом вы узнаете о хитрости братьев Дины, как они старались отомстить за бесчестие сестры своей. «Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душой к дочери вашей» (Быт. 34:8). Заметь, как он сам уже предвещает ожидающую его погибель. «Прилепился душой», говорит он, то есть, отдал душу свою за дочь вашу. Он говорил так, выражая любовь сына своего к девице; но вскоре убедился, что эта любовь будет причиной гибели и его самого и всех живших там. Так как Сихем пламенеет любовью к девице, то «дайте же ее, говорит, в жену ему; породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе. И живите с нами; земля сия перед вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение» (Быт. 34:9–10). Смотри, какую благосклонность отец, по любви к сыну, оказывает пришельцам, как старается привлечь их к себе, отдавая во власть их свою землю. Так поступал отец. А сын, видя такую заботливость о себе отца, видя, что он все готов сделать, чтобы исполнить желание сына, присоединяет нечто и от себя, и говорит Иакову и братьям девицы: «только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни скажете мне; назначьте самое большое вено, я дам, что ни скажете мне, только отдайте мне девицу в жену (Быт. 34:11–12). Видишь ли, как и отец, по заботливости о сыне, употребляет усильные убеждения, и юноша с готовностью решается на все, чтобы только получить отроковицу?

3. Эта–то пагубная страсть побуждает человека, порабощенного ею, решаться на все, пока низведет его до дна адова. И заметь: старец Иаков, слыша это [т. е. вышеприведенные слова Емора и Сихема], молчит, по своей обычной кротости ничего не говорит и терпеливо переносит сделанное его дочери насилие. Но сыны Иакова отвечали Сихему и Емору, отцу его, «с лукавством, как сказано в Писании, говорили так потому, что он обесчестил сестру их» (Быт. 34:13). Смотри, как через невоздержание одного подвергаются бедам все жители того города. Как в то время, когда пылает пламя, подвергаются и находящиеся вблизи опасности, потому что огонь все пожирает, — так и теперь невоздержание юности губит не только отца, но и всех жителей города. Что же дети Иакова? Они отвечают с хитростью. Это стоит внимания; вы увидите, как болезновали они о сестре. «Сказали им, сказано, Симеон и Левий, братия Динины, сыновья Лии: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который не обрезан». Итак, если обрежете крайнюю плоть вашу, «и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей и составим один народ» (Быт. 34:14–16). Такое предложение было благовидно и сообразно, но оно было сделано «с лукавством», как говорит Писание; и если не хотите, сказано, этого сделать, «возьмем дочь нашу, и удалимся» (Быт. 34:17). Это предлагали Симеон и Левий, замышляя убить всех жителей того места. А те, имея в виду предмет своего домогательства, желая получить девицу, приняли сказанное и согласились на это предложение, «и понравились слова» им, «не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова» (Быт. 34:18–19), то есть, он весь отдался страсти к девице. Пришедши к воротам (своего города), он и отец стали говорить жителям его и советовать им всем принять обрезание по предложению сынов Иакова, и принять их к себе в сожительство (Быт. 34:20). Жители немедленно исполнили слова Емора и Сихема, и все вдруг положили на теле своем знак обрезания. А Симеон и Левий, узнав об этом, решились привести в дело свой замысел против них. «И взяли, сказано, каждый свой меч, и смело напали на город» (Быт. 34:25). Что, значит: «смело напали»? То, что хотя они вдвоем выступили против такого множества, но большую безопасность им доставляло то, что все они лежали, как раненые. Чтобы объяснить нам это, божественное Писание замечает: «на третий день, когда они были в болезни». Это обстоятельство давало безопасность Симеону и Левию, и их двоих делало сильнее многих. «И умертвили весь мужеский пол», то есть, всех мужей лежавших в болезни обрезания и, так сказать, уже приготовленных к убиению. Между другими напали и на юношу, который оскорбил сестру их; но, не удовольствовавшись таким мщением, захватили и овец и весь скот их, и всех детей и, вместе с людьми истребив город, возвратились. Видишь, возлюбленный, какое зло произвело безрассудство одного юноши? Видишь, какую гибель принесло оно всем жителям города?

Зная это, будем удерживать порывы наших детей, и то страхом, то убеждениями будем обуздывать юность. Будем заботиться о целомудрии их; все будем делать и устраивать так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Для того общий всех Господь, зная немощь человеческого естества, и установил брак, чтобы удалить нас от беззаконного смешения.

Итак, не будем оставлять юношей без попечения; но, зная горящий в них огонь, позаботимся сочетать их браком, по закону Божьему, прежде чем они предадутся невоздержанию; пусть и чувства целомудрия у них сохранятся и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточное утешение и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти и избегать наказания. Но посмотрим, как подействовал на старца поступок сынов его. «Сказал Иаков»: вы, Симеон и Левий, «вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли» (Быт. 34:30). Для чего, говорит, совершили вы такое мщение? Поступок ваш возбудит против меня величайшую ненависть всех жителей этой земли. Потом, обнаруживая страх, в который он приведен был, прибавляет: «у меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой» (Быт. 34:30). Как бы так говорил: разве не знаете, что нас немного и мы сами легко можем потерпеть тоже самое, что решились вы сделать им. И как Сихем стал причиной такой гибели для отца и для всех жителей города, так и вы — для меня. Из–за вас и я сделаюсь ненавистным, и ничто не помешает им за вашу дерзость убить и меня. «Они же сказали: а разве можно поступать с сестрой нашей, как с блудницей» (Быт. 34:31)? Итак, сыны Иакова совершили мщение по чувству целомудрия; они оправдываются перед отцом, и говорят: жители посрамили нас; они поступили с сестрой нашей, можно сказать, как с блудницей. Мы вынуждены были поступить так для того, чтобы и другим впредь был урок — не позволять себе такой дерзости.

4. Но обрати внимание и здесь на неизреченное попечение Божье о праведнике. Видя, что вследствие поступка сыновей он боится оставаться здесь, «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там» (Быт. 35:1). Ты боишься живущих здесь; удались отсюда, и живи в Вефиле, «и устрой там жертвенник» Господу «явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего». И сказал «Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Господу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мной в пути, которым я ходил» (Быт. 35:2–3). Заметь и послушание и благочестие праведника. Лишь только услышал он: «пойди в Вефиль, устрой жертвенник», — тотчас, созвав всех своих домашних, говорит им: «бросьте богов чужих». Каких же богов, спросит кто–нибудь? Ведь никогда не видно было, чтобы у него были какие–либо боги: праведник искони, с самого начала, был благочестив. Но может быть, он разумел богов Лавановых, взятых Рахилью, и потому сказал: так как мы должны принести благодарственные жертвы Богу истинному, всегда являющему мне Свое заступничество, то бросьте идолов, если какие есть у вас; «очиститесь, и перемените одежды ваши», и так направимся к городу; очистив себя извне и внутри, так пойдете; показывая чистоту не светлыми только одеждами, но, очистив помыслы душевные уничтожением идолов, мы взойдем к Вефилю. «И отдали, сказано, Иакову богов чужых» (так как не были их «и серьги, бывшие в ушах у них»; может быть, и это были какие–нибудь знаки (символы) идольские, а потому и их вместе с идолами принесли к Иакову. «И закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (Быт. 35:4). Скрыл их, сказано, и истребил, чтобы и сами рабы заблуждения избегли заблуждения, и никто другой не получил от них вреда. Сделав все это, праведник «отправился от Сихема» и направился к Вефилю. Но посмотри опять, какое было о нем попечение Божье, и как ясно все это раскрывает нам Писание. Когда праведник вышел из Сихема, «был, сказано, ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых» (Быт. 35:5). Видишь, какое промышление, и как очевидна была помощь Божия? Напал на жителей страх, и они не преследовали их. Так как этого именно опасался праведник и говорил: «у меня людей мало; и истреблен буду я», то и напал на жителей страх, как замечает Писание, «и не преследовали сынов Иаковлевых». Так, когда Бог благоволит оказать Свою помощь, то и слабых делает крепче сильных, и малочисленных сильнее многочисленных, и нет блаженнее человека, приобретшего помощь свыше. И пришел «что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним» (Быт. 35:6). «И устроил там жертвенник, и назвал сие место Эл–Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего» (Быт. 35:7). Прибыв, сказано, в Вефиль, он сделал то, что было повелено: построив жертвенник, назвал имя этого места «Вефиль. Умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков «дубом плача» (Быт. 35:8). Видишь, что он всегда давал местам имена по случившимся на них событиям, чтобы память о них постоянно сохранялась. Но каким образом, спросит кто–нибудь, кормилица Ревекки могла находиться с Иаковом, когда он только что возвратился из Месопотамии, и еще не встречался с отцом? На это можем отвечать так, что она, вероятно, пожелала сопутствовать Иакову, при удалении его от Лавана, чтобы увидеть Ревекку после долговременной разлуки; однако, еще не увидев ее, кончила там свою жизнь.

5. Здесь, если хотите, и мы окончим свое слово, удовольствовавшись тем, что сказано. Но убеждаем любовь вашу позаботиться и о собственной вашей добродетели, и о целомудрии юношей. Отсюда–то рождается, можно сказать, всякое зло. Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшись разврату, уже не могут покориться никакому убеждению, и как пленники влекутся туда, куда направляет их дьявол. Он, наконец, управляет ими, и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея ввиду только настоящее услаждение, и не думая о скорбях в будущем. Итак, умоляю вас, подавайте руку (помощи) детям, чтобы за их поступки и нам самим не подвергнуться наказанию. Разве не знаете, что потерпел старец Илий, не исправлявший надлежащим образом недостатки своих детей (1 Цар. 4:18)? Когда болезнь требует разреза, а врач хочет излечить ее какой–нибудь мазью, то болезнь может сделаться неизлечимой, потому что не употреблено соответствующего врачевства. Подобным образом и тот старец, вместо того, чтобы действовать на своих детей мерами, соответственными их проступкам, допускал излишнюю кротость; потому и сам вместе с ними подвергся наказанию. Бойтесь этого примера, прошу вас; имея детей, будем заботиться о воспитании их.

Аминь.

БЕСЕДА 60

«И устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл–Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего» (Быт. 35:7).

Безопасность Иакова, как стяжавшего вышнюю помощь, и новое Богоявление ему в Лузе. — Человекообразные выражения о Боге не нужно понимать буквально. — Путешествие Иакова от Вефиля в Хеврон и события этого времени. — Увещание слушателей — быть неусыпными, сохранять чистоту совести и умерщвлять плоть.

1. Если угодно, и сегодня обратившись к продолжению прежде нам прочитанного, предложим вам поучение из последующего повествования (Писания). История об Иакове и сегодня может достаточно показать то, сколь велико было о нем промышление Божие, и как укреплял его Бог Своими обетованиями, вознаграждая его благомыслие. В предыдущем сказании (божественное Писание) повествовало нам, как Иаков, по повелению Божию, оставив Сихем по поводу поступка своих сыновей, удалился в Лузу. «И устроил, — продолжает Писание, — там жертвенник, и назвал сие место: Эл–Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего». Повелев это праведнику и избавив его от страха, в каком он находился по случаю умерщвления сихемлян, — Бог, как сказано, навел на жителей тех городов такой страх, что они не стали преследовать Иакова. Посмотри же, как велико было о нем промышление Божие, и какое попечение о нем имел Бог! Бог поразил страхом души жителей тех городов, чтобы они не погнались в след его. Вероятно, они хотели отомстить за сихемлян. Но так как это совершилось без воли праведника, и Симеон и Левий поступили так, мстя за оскорбленное целомудрие своей сестры, то (Бог) не только самого Иакова и сыновей его избавляет от мучений страха, но, и на жителей страны наведши страх, удержал их от преследования. Видите ли, как много значит пользоваться благоволением свыше! Когда Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль исчезает. Как праведнику Он дал смелость, так на тех навел страх. Как Владыка всего, Он все направляет, к чему хочет, и во всем являет Свою благоискусную премудрость. Нет сильнее человека, стяжавшего вышнюю помощь, как нет слабее человека, лишенного этой помощи. Вот этот праведник был немногочислен и весьма мал; но как он был охраняем божественною десницею, то и дерзновение получил и козней (врагов) избежал. А жители городов тех, и в большом множестве, собирались, и обнаруживали единодушие в своих замыслах; но не имели сил ни одного из своих намерений исполнить на деле. «Был, — сказано, — ужас Божий на окрестных городах» (ст. 5). Итак, когда праведник освободился и от своего страха и от туземцев, вот опять Бог являет в отношении к нему Свое преизбыточествующее человеколюбие. «Явился, — сказано, — Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии» (ст. 9). Почему прибавлено: «по возвращении»? Не просто, а потому, что Он уже прежде являлся ему в этом месте, когда он, бежав от брата, направлял свой путь в Месопотамию. Поэтому и сказано теперь: как тогда Бог явился ему, при его отшествии отсюда, так и ныне является ему в том же месте, по возвращении его, и подтверждает обетования, какие давал ему при его отбытии, предрасполагая праведника к тому, чтобы он твердо веровал обетованиям и не поколебался духом, до времени их исполнения. «И благословил его, и сказал ему Бог: … отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль» (ст. 9, 10). Хотя уже прежде (Бог) дал ему такое прозвание, когда праведник переходил через Иавок [река Иавок, теперь Зерка, в восточно–иорданской стране. Быт. 32:22.], однако и теперь, желая внушить праведнику еще большую уверенность (в Своих обетованиях), преподает ему тоже благословение и говорит: «Будет имя тебе: Израиль … плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих» (ст. 10, 11). Обрати внимание на величие благословения! (Бог) говорит, что не только он возрастет во множестве, но что от него произойдет славное потомство: «Цари произойдут из чресл твоих», говорит, — предвещая этим самым величие имеющих произойти от него. И «землю, — говорит еще, — которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию» (ст. 12). Так как Иаков, по случаю известного поступка Симеона и Левия, говорил: «У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой» (Быт. 34:30), и во всем показывал малодушие и великий страх, овладевший им, поэтому человеколюбивый Господь и говорит ему теперь: ты сказал: «У меня людей мало», — но знай, что семя твое умножится и распространится и так славно будет, что собрание народов и цари произойдут из него, не только не будешь ты истреблен, но ты и семя твое всю землю сию наследите. Дав ему такие обещания, «восшел, — сказано, — от него Бог с места, на котором говорил ему» (ст. 13). Посмотри, как божественное Писание снисходит к нам (в образе выражений). «Восшел, — говорит оно, — от него Бог», не для того (так говорит), чтобы мы представляли себе Божество ограниченным в каком–либо месте, но чтобы и в этом мы познали неизреченное человеколюбие Божие. И в таком образе повествования благодать Духа снисходит к человеческой немощи. Слова: «восшел и отошел» недостойны Бога, но как употребление таких чувственных речений для нашего научения служит особенно свидетельством неизреченного Его человеколюбия, то (божественное Писание) и употребляет человеческие выражения. Иначе невозможно было бы человеческому слуху вместить высоту слова, если бы нам говорено было соответственно величию Господа.

2. Имея это в мыслях, не будем останавливаться на простоте выражений; но подивимся неизреченной благости Господа и в том, что Он не отрекается оказывать такое снисхождение вследствие немощи естества нашего. Но посмотри, как праведник выражает собственную признательность. «И поставил, — сказано, — Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль» (ст. 14, 15). Смотри, как всегда этот праведник названиями мест увековечивает память (событий), чтобы и последующим родам известно было бывшее здесь праведнику видение. «И отправились из Вефиля» (ст. 16). Праведник снова отходит далее, чтоб мало–помалу дойти до места, где жил Исаак. Потом, «когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын» (ст. 16, 17). Не унывай, говорит, ты родишь сына; хотя и мучат тебя боли, но все–таки будешь иметь сына. «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином» (ст. 18). Мать дает младенцу имя по случившемуся с нею событию; а отец назвал его Вениамином. Рахиль после того, как родила сына, — «умерла, — сказано, — и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник» (ст. 19, 20). Скорбь о кончине Рахили, облегчал новорожденный и располагал праведника благодушно переносить потерю Рахили. Но затем открывается безрассудство Рувима. «Рувим пошел, — сказано, — и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль» (ст. 22). Это было весьма преступное дело. Потому и впоследствии законодатель Моисей воспретил сыну и отцу иметь сожитие с одною и тою же женщиною. Чтобы впоследствии не ввели этого в обычай, законодатель удерживает от него, объявляя такого повинным казни. Впрочем, теперь и это кротко перенес Иаков, побеждаемый естественною любовью. Впоследствии же, отходя от настоящей жизни, укорял сына, ясно изобразив преступление его и предав его проклятию, дабы чрез постигшую Рувима судьбу и прочие уцеломудрились. Далее блаженный Моисей исчисляет нам сынов Иакова, и своим повествованием снова поучает нас добродетелям праведника. Чтобы ты не подумал, будто Иаков без особенной причины, случайно был в супружестве с Рахилью, Лиею и двумя рабынями, Моисей показывает, что, повинуясь некоторому промышлению, имел сожительство с ними, чтобы именно произошли от него двенадцать колен. Поэтому Писание уже не упоминает о каком–либо другом, еще родившемся от него сыне, дабы показать, что не просто и не без цели так случилось. «Сынов же, — сказано, — у Иакова было двенадцать» (ст. 22). Писание отделяет сынов Лии и сынов Рахили, а потом исчисляет и рожденных от рабынь, и говорит: «Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии» (ст. 26). Однако Вениамин родился тогда, когда (Иаков) спешил в Вифлеем: почему же Писание говорит так: «Родившиеся ему в Месопотамии». Может быть, Рахиль зачала его еще прежде удаления из Месопотамии. «И пришел Иаков к Исааку, отцу своему» (ст. 27). Посмотри и здесь, как человеколюбивый Бог хотел во всем удовлетворить праведных. Когда Иаков, после стольких лет разлуки, пришел к отцу, и когда было обоим великое утешение, и сыну от свидания с отцом, и отцу — от того, что видел такое во всем изобилие у сына и много детей; то тогда уже, говорит Писание, «И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью» (ст. 29). Если и в то время, когда Иаков похитил благословение, притуплено было, говорит, зрение очей его, почему он вдался в обман, то подумай, как он должен был состариться, спустя столько лет после того. «И погребли его Исав и Иаков». Но после погребения отца, Исав, поя жены своя «и сыновей своих, … и всех людей дома своего, … и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в [другую] землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли, — сказано, — жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. И поселился Исав (потом) на горе Сеир» (Быт. 36:6–8). Рассказав нам о родившихся от Исава и о происшедших от него народах, божественное Писание говорит: «Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской» (Быт. 37:1). А отсюда начинается уже другое повествование о чудном Иосифе.