THE WORKS OF OUR HOLY FATHER JOHN CHRYSOSTOM, ARCHBISHOP OF CONSTANTINOPLE, DISCOURSE ON THE BOOK OF GENESIS T

СЛОВО 8. Радость Златоуста вследствие присутствия епископов при поучении. Для чего дана была первому человеку заповедь? Закон дан был в помощь человеку и есть величайшее благо и честь для тех, кому был дан. Человек пал от собственной безпечности.

ПЯТЬ СЛОВ ОБ АННЕ

СЛОВО 1. Польза воспоминания о посте и блага, доставляемые им. Напоминание слушателям о предметах предшествовавших бесед. Содержание беседы к обратившимся в христианство из язычества о двух способах Богопознания чрез созерцание природы и чрез совесть. Третий Богом данный наставник — родители. Любовь их к детям зависит не только от природы, но и от нравов детей. Обязанность родителей и особенно матери относительно воспитания детей, примером чего служит Анна, мать Самуила. Долговременное ее неплодство, молитва и высокий обет Богу. Увещание — подражать Анне в воспитании детей, в попечении особенно о целомудрии сыновей.

СЛОВО 2. Сила молитвы и веры, как показывает пример Анны, достойный подражания для мужей и жен. Тяжесть неплодства, особенно в древнее время, и управлявший душею праведницы страх Божий. Великая награда Анне за ее самоотверженный дар Богу. Твердость Анны и бдительность в молитве: успех молитвы зависит не от множества слов, а от силы сердечного устремления к Богу. Терпение Анны при оскорблении ее со стороны отрока первосвященника Илия. Другой пример того, как великодушное перенесение оскорблений ведет к большей славе. Нужно оказывать почтение священникам, независимо от их образа действий. Молитва Анны после принятия пищи и пития и увещание подражать ей в этом, как и в воспитании детей.

СЛОВО 3. Разнообразие добродетелей Анны и благотворность для христианина воспоминаний о ней. Двойственная любовь Анны к Самуилу и посвящение его Богу на служение в храме. Увещание родителям — посвящать своих детей Богу чрез искоренение в них нечистых пожеланий и приготовление к небесной жизни.

СЛОВО 4. Горькое сетование на посетителей зрелищ, которые, привлекая к себе и стариков и юношей, приносят больше вреда, чем удовольствия. Удивительны добродетели Анны, хотя она была женщиной. Ее молитва после посвящения Самуила Богу: вознесеся рог мой в Бозе моем; значение наименования Бога по имени рабов своих. Увещание к частой молитве; молиться христианину можно всегда и везде.

СЛОВО 5. Обязанность церковного проповедника при малочисленности слушателей и объяснение того, что составляет христианский праздник. Неисчерпаемо богатство божественных истин в Писании. Расширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем. Не нужно роптать на Промысл Божий вследствие неравномерного распределения богатства между людьми, в виду доступности и бедным необходимых для жизни земных благ; преимущества бедных пред богатыми.

ТРИ БЕСЕДЫ О ДАВИДЕ И САУЛЕ

БЕСЕДА 1. Необходимость долговременного наставления для искоренения греховной страсти. Давид — высокий ветхозаветный пример кротости. Благодеяния Давида Саулу; безразсудство подозрений последнего к первому и посягательства на его жизнь. Не смотря на подвиги, скромность Давида и удаление его из отечества для прекращения злобы Саула. Необычайное незлобие Давида к Саулу в пещере, как к помазаннику Божию, не смотря на совет сподвижников Давида. Молитва его Господу о недопущении до греха против жизни царя и увещание укрощать свой гнев воспоминанием о благочестивых мужах.

БЕСЕДА 2. Восхваление слушателей за их благорасположение и любовь к Давиду. Поправши гнев, Давид принес прекрасную жертву Богу; его победа над страстями не менее удивительна, чем спасение трех отроков и пророка Даниила; благотворные для Давида последствия оказанной им Саулу пощады. Скромность Давида и после этого подвига; представленные им Саулу доказательства его уважения к нему и незлобия. Глубокая смерть Давида о смерти Саула и его песнь. Увещание — прощать врагам при жизни и оплакивать их по смерти.

БЕСЕДА 3. Грозное обличение ходивших на зрелища и призыв их очиститься от греха прежде вступления в храм. Тяжесть и гибельность греха, совершаемого посетителями зрелищ. Благотворность для нашей жизни высокого примера добродетелей Давида и неизвинительность христианина, не прощающего своим врагам. Прощение врагу принесло Давида славу на земле и на небе. Злословие со стороны врагов полезнее лести друзей и пример фарисея и мытаря. Влияние незлобия Давида на Саула и увещание — наперед оказывать честь ближнему. Нет ничего могущественнее кротости, как приводящей врага к сознанию причиненного зла и приносящей небесные награды. Попечение Давида о разслабленном сыне Саула и увещание — подражать этому.

БЕСЕДА 42