«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

211. Сильченков К.Н. Прощальная беседа Спасителя с учениками. СПб., 1997. С. 280-281.

212. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Минск, 2002. С. 323.

213. Собрание писем святителя Игнатия Брянчани- нова. М.-СПб., 1995. С. 405.

214. Письма Задонского затворника Георгия. СПб., 1995. С. 130.

215. Архиепископ Аверкий. Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Джорданвилль, 1976. Т. 1V. С. 83-85.

216. Отечник, составленный епископом Игнатием Брянчаниновым. СПб., 1891. С. 10.

217. Мир ангелов и демонов и его влияние на мир лю­дей. М., 2006. С. 222.

218. Указанный источник №214. С. 456.

219. Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 28.

220. Творения аввы Исаака Сирина. Сергиев Посад, 1911. С. 83.

221. Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб., 1998. С. 5-6.

222. Указанный источник №214. С. 119.

223. Епископ Феофан. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1904. С. 427-428.

224. Старец Паисий Святогорец. Письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 83, 107.

225. Собрание творений преподобного Иустина (По­повича). М., 2004. Т. 1. С. 357.

226. Указанный источник №214. С. 396.

227. Святитель Тихон Задонский. Творения. О истин­ном христианстве. Книга вторая. М., 1889. Т. 11. С. 177.

228. Указанный источник №213. С. 300-301.

229. Указанный источник №215. С. 137.

«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ДОСТОИНСТВЕ, СВОБОДЕ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА»

1. Достоинство человека

как религиозно-нравственная категория

1.1. Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложить церков­ный взгляд на достоинство человека.

Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см.: Быт. 1, 26). Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъ­емлемым достоинством. Святитель Григорий Богослов, соот­нося человеческое достоинство с актом Божественного творе­ния, писал: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и оди­наковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей» (Слово 14, «О любви к бедным»).

Воплощение Бога Слова засвидетельствовало, что и после грехопадения достоинство не было утрачено человеческой природой, ибо в ней остался неистребимым образ Божий, а значит, и возможность восстановления человеческой жизни в полноте ее изначального совершенства. Это запечатлено и в богослужебных текстах Православной Церкви: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений... Древле убо от не сущих создавый мя, и образом Твоим Боже­ственным почтый, преступлением же заповеди паки мя воз- вративый в землю, от неяже взят бых, но еже по подобию воз­веди, древнею добротою возобразитися» (тропари по непо­рочных из чина погребения). Восприятие Господом Иисусом Христом полноты человеческой природы кроме греха

(см.: Евр. 4, 15) показывает, что достоинство не распространя­ется на искажения, возникшие в этой природе в результате грехопадения.