ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ТРЕТИЙ КНИГА ПЕ

25. БЕСЕДА НА СЛОВА АПОСТОЛА: «НО, ИМЕЯ ТОТ ЖЕ ДУХ ВЕРЫ, КАК НАПИСАНО» (2 КОР. 4:13), И ПРОТИВ МАНИХЕЕВ И ВСЕХ, ПОРИЦАЮЩИХ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ОТДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ОТ НОВОГО, И О МИЛОСТЫНЕ. Сокращенное изложение предшествующей беседы. Ветхий и новый законы суть одного и того же Законодателя, одного и того же Бога. — Эти два закона различны между собой, но не противоположны. — Пророк Иеремия ясно показывает, что и в ветхом, и в новом завете один и тот же Бог. — Решительные свидетельства против иудеев и последователей Павла Самосатского. — Объяснение текста: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». — Значение этого текста в опровержение манихеев. — Две жены Авраама прообразуют два завета. — Они имеют одного только мужа; равным образом и два завета имеют одного и того же Бога. — Увещание к совершению милостыни.

26. БЕСЕДА ЕЩЕ НА ТЕ ЖЕ СЛОВА: «ИМЕЯ ТОТ ЖЕ ДУХ ВЕРЫ, КАК НАПИСАНО» (2 КОР. 4:13), И ПОЧЕМУ ВСЕ ВООБЩЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ БЛАГАМИ, И О МИЛОСТЫНЕ. Краткое повторение предшествующей беседы. — Ап. Павел говорит: «имея тот же дух веры» не для того только, чтобы показать нам согласие двух заветов, но и по другой причине, которая составляет предмета настоящей беседы. — Состояние мира в первые времена христианской проповеди. — Страдания ап. Павла. — Польза страданий вообще. — И в ветхом завете встречаются праведники, награда которым отложена была до другой жизни. — Вот второе основание, по которому ап. Павел говорит: «имея тот же дух веры» — Он хотел ободрить верных своего времени. — Бог в ветхом завет относился не так же к массе народной, как к избранным праведникам. — Увещание к совершению милостыни.

27. БЕСЕДА НА СЛОВА АПОСТОЛА: «О, ЕСЛИ БЫ ВЫ НЕСКОЛЬКО БЫЛИ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ К МОЕМУ НЕРАЗУМИЮ!» (2 КОР. 11:1). Различие между любовью плотской и любовью духовной. — Если мы не видим ап. Павла телесными очами, то все–таки должны не менее любить его; если его нет теперь с нами, то у нас есть его писания, которые мы должны исследовать, чтобы проникнуть в их смысл. — Что означают слова: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» — Они объясняются сами собою, если обратить внимание на обстоятельство, при котором были сказаны. — Многоразличные предосторожности, которые принимает ап. Павел прежде чем сделать себе самому похвалу. — Смирение св. Павла, который говорит, что если он спасен был, то это для того, чтобы никто не отчаивался в своем спасении. — Нужно сознаваться в своих недостатках и забывать о своих заслугах. — Праведные умеют молчать, когда нет надобности говорить, и нарушать молчание, когда их заставляет необходимость. — Пример Самуила. — Заключение.

28. БЕСЕДА ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮТ АПОСТОЛЬСКИМ ИЗРЕЧЕНИЕМ: «КАК БЫ НИ ПРОПОВЕДАЛИ ХРИСТА, ПРИТВОРНО ИЛИ ИСКРЕННО» (ФЛП. 1:18), И О СМИРЕНИИ. Эта беседа была произнесена в Антиохии за несколько дней до пятой беседы против аномеев (том I), т е., в последние дни 386 года. В этой именно пятой беседе против аномеев находится объяснение притчи о мытаре и фарисеи, о которой упоминается в начале настоящей беседы. Поводом к этой беседе было злоупотребление, которое некоторые еретики делали из слов ап. Павла: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно», доказывая, что эти слова означают маловажность того, истинны, или ложны учения, если только в них проповедуется Христос. Во вступлении упоминается о пятой беседе против аномеев. — Смирение есть единственная скала, на которой должно основываться здание нашего спасения. — Простота, чистота, единство веры, которых требуют ап. Павел и Сам Господь Иисус Христос. — Обстоятельства, при которых ап. Павел произнес рассматриваемые слова; он был в оковах, и его враги проповедовали Евангелие, чтобы возбудить гнев Нерона и заставить его умертвить апостола; тем не менее, проповедь имела успех, почему ап. Павел и сказал рассматриваемые слова. — Подробное объяснение самих слов. — Увещание к молитве.

29. БЕСЕДА НА СЛОВА: «ВДОВИЦА ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗБИРАЕМА НЕ МЕНЕЕ, КАК ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНЯЯ» (1 ТИМ. 5:9), И О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, И О МИЛОСТЫНЕ. Достоинства вдовы. — Два рода вдов: бедные вдовы, которых питает церковь, и вдовы богатые. — От которых апостол требует, что бы они были шестидесяти лет от рода? — Очевидно от последних. — Там, где дело идет о помощи другим, нет надобности определять возраст. — Тог, кто страдает, хочет получить облегчение во всяком возрасте, и в каком бы то ни было состоянии. — Тогда были сонмы вдов, как теперь есть сонмы девственниц. — При составлении этих сонмов нужно поступать с благоразумием; отсюда и происходит совет о допущении в эти сонмы вдов, находящихся в таком возрасте, при котором у них не может являться желания возвратиться в мир. — Совет молодым вступать в брак относится только к тем вдовам, которые не выдерживали испытания вдовства. — Та, которая хочет быть допущена к достоинству вдовы, должна сначала доказать свою твердость делами. — Неудобства второго брака. — Дело вдовы — прежде всего хорошо воспитывать своих детей. — Во–вторых, совершать гостеприимство. — Должна служить бедным. — Увещание к совершению милостыни.

30. БЕСЕДА ОБ ИЛИИ И ВДОВИЦЕ, А ТАКЖЕ И О МИЛОСТЫНЕ. Увещание к совершению милостыни. — Достоинства этой добродетели, чудесно совершенной двумя вдовами, одной — в ветхом и другой — в новом завете. — Голод опустошает землю по повелению пророка Илии, который находит себе убежище у вдовы сарепетской. — Изображение жилища этой вдовы. — Бог, прежде чем поразить виновных, всегда заботится о том, чтобы открыто изобличить их в неправде. — Пример — наказание содомлян. — Пророки и сам Иисус Христос часто были отвергаемы иудеями и принимаемы язычниками. — Сам пророк Илия подвергся голоду, которому подверглись и другие, чтобы и сам он помнил, что он также человек. — Илия приходит ко вдовице. — Мудрость последней. — Вдова предлагает гостеприимство пророку Илии, не смотря на все препятствия, встречаемые ее к совершению этого доброго дела. — Обобщение всего сказанного и заключение.

31. БЕСЕДА О НАСЛАЖДЕНИИ БУДУЩИМИ БЛАГАМИ И НИЧТОЖЕСТВЕ НАСТОЯЩИХ. Эта беседа, несомненно произнесенная в Антиохии, хотя и неизвестно в котором году, трактует о разных предметах нравственности. — Воздав похвалу тем из своих слушателей, которые по своей ревности приходят слушать священное слово, проповедник показывает: в чем состоит истинное величие и истинное превосходство. — Насколько духовные блага стоят выше благ земных. — Какое различие между настоящей жизнью и будущей. — Наконец, подробно обсуждается вопрос о том, каким образом Иисус Христос сделал для нас легкими самые возвышенные правила, совершая их Сам и предоставляя нам награды и возмездия. — Заключительное увещание.

32. БЕСЕДА О ТОМ, ЧТО НЕ ДОЛЖНО РАЗГЛАШАТЬ ГРЕХОВ БРАТИЙ И МОЛИТЬСЯ О ВРЕДЕ ВРАГАМ. Церковь исцеляет души; она не продает своих лекарств; последние сохраняют свою действенность, которая всегда одна и та же; они действуют на всех имеющих добрую волю людей, но на бедных больше, чем на богатых. — Богатство и бедность, — вещи сами по себе безразличные, становятся добрыми или худыми от того употребления, которое делают из них. — Диавол удвояет ярость своих нападений против нас, когда мы молимся. — Сила молитвы и доказательства этой силы. — Молитва дала младенца Исааку, жена которого была бесплодна. — Исаак молился в течение двадцати лет. — Сарра, Ревекка, Рахиль, Елисавета, не смотря на свое природное бесплодие, зачали, чтобы приготовить людей к вере в еще более чудесное зачатие Девы. — Требовать наказания нашим врагам значит оскорблять Бога.

33. БЕСЕДА О ТОМ, ЧТО НИКОМУ НЕ ДОЛЖНО ОТЧАИВАТЬСЯ, НИ МОЛИТЬСЯ О ВРЕДЕ ВРАГАМ, НИ ПАДАТЬ ДУХОМ, НЕ ПОЛУЧАЯ ПРОСИМОГО; ТАКЖЕ К МУЖЬЯМ О СОХРАНЕНИИ МИРА С ЖЕНАМИ. Радость проповедника при виде плодов сокрушения, произведенных его последней беседой. — Чтобы должным образом молиться, необходимо помнить о своих грехах и забывать о своих добрых делах. — Когда Бог хочет совершить великое чудо, Он подготовляет к этому людей прообразами. — Так, бесплодные женщины зачинают, чтобы расположить умы к верованию в девическое зачатие; так, Иона, извергнутый китом, прообразует Христа, исходящего живым из недр смерти. — Смерть поглотила камень краеугольный, она не могла его переварить, извергла его, а вместе с ним и весь род человеческий. — Сарра, как прообраз церкви. — Нравственные выводы, извлекаемые из этого учения. — Супруга должна быть терпима, не смотря на свои недостатки. Сила молитвы.

34. БЕСЕДА СКАЗАННАЯ В СТАРОЙ ЦЕРКВИ НА СЛОВА АПОСТОЛА: «КОГДА ЖЕ ПЕТР ПРИШЕЛ В АНТИОХИЮ, ТО Я ЛИЧНО ПРОТИВОСТАЛ ЕМУ» (ГАЛ. 2:11), И (В НЕЙ СВЯТИТЕЛЬ) ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТО СОБЫТИЕ БЫЛО НЕ РАСПРЕЮ, А ДЕЛОМ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОСТИ. Радость проповедника по возвращении его к своим слушателям. Важность предмета и необходимость особенного внимания к нему. — Важность последствий для апп. Петра и Павла вследствие возникшего среди них спора. — Укор со стороны Павла можно бы понимать в смысле изобличения немощи ап. Петра, а между тем ап. Петр представил блистательное доказательство мужества и ревности. — Оправдание ап. Петра. — Любовь и почтение ап. Павла к Петру; как же объяснить это изречение ап. Павла в послании к Галатам? — Петр, как апостол иудеев; Павел, как апостол язычников. — Почему Петр был послан к иудеям, а Павел к язычникам? — Иудеи слишком ненавидели ап. Павла, чтобы он мог быть их апостолом; Петр проповедуя иудеям, действовал снисходительно и постепенно, отвлекая их от закона Моисеева; Павел же, проповедуя язычникам, чуждым закону Моисееву, не имел надобности действовать так: вот к чему сводилось различие в их проповеди, вот к чему сводилось это разногласие между апп. Петром и Павлом. — Сам ап. Павел иногда склонялся к иудейским обычаям, и когда снисхождение к иудейским обычаям делалось опасным, то и Петр умел почти совершенно освобождаться от них. — Каким же образом объяснить укоры, с которыми он обращался к Петру? — Изложение событий, которые повели к этому укору. — Некоторые предполагают что ап. Павел здесь говорит не об ап. Петре, а о некоем неизвестном лице; но это мнение неосновательно. — Укоры, с которыми ап. Павел обращается к Петру, были наперед улажены между ними. — Разъяснение и подтверждение мнения самого проповедника.