ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ1 ТОМ ПЯТЫЙ КНИГА ВТОРАЯ

Набор и обработка текста Константина Варламова, Ульяновск.

СОДЕРЖАНИЕ

1. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 131. Кротость Моисея и разъяснение того в чем проявляется истинная кротость и в чем — жестокость. Воспоминая о кротости Давида, почему псалмопевец говорит об его обете построить храм Господу? — «Вот мы слышали, что оно в Евфрафе… Войдем в селения Его…». Молитва об успокоении Ковчега Завета и народа и о благолепии храма ради добродетелей Давида и бывших ему божественных обетований, которые даны были однако с условием. — При исполнении этого условия иудеи будут наслаждаться духовными и материальными благами. — «На нем процветет святыня Моя…».

2. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 132. Высокое достоинство любви, как соединяющей вместе с приятностью и пользу, и сравнение ее с священным миром, возливавшимся на голову первосвященника, и о росою. — «Ибо там заповедал Господь благословение». — Где «там»? Любовь — царица добродетелей.

3. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 133. Общее содержание заключительного псалма степеней. — От христианина требуется высшая святость, чем от живших под законом. — «Ночью поднимайте руки ваши…» — Исполняющий это получит благословение от Господа. — Для чего прибавлено: «от Сиона» и: «сотворивший небо и землю»?

4. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 134. Важное значение псалмопения или хвалы Господу в духовной жизни человека. — Что значит: «в достояние Свое»? — Другие побуждения к прославлению Господа: премудрость Божия в устроении облаков, соединении дождей с молниями и движении ветров. — «От сокровищ своих». — Особенное божественное попечение об Израиле и высшая цель совершившихся в Египте знамений и — по выходе из него — побед над врагами. — Славословие Господу за необычайные его милости. — «Идолы язычников — серебро и золото…» — Различие в благословениях.

5. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 135. Беспредельное величие Божия милосердия, владычества и всемогущества. — Чудеса суть действия не только силы, но и благости. — Проявления божественного всемогущества в событиях при Чермном море, в пустыни и в Ханаанской земле. — Сила человеческого смирения и всеобщность божественного промышления.

6. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 136. Вавилонский плен пробудил в иудеях пламенную любовь к Иерусалиму и много способствовал их исправлению. — «Если забуду тебя, Иерусалим, да будет забыта десница моя». — Увещание жить так, чтобы не лишиться горнего Иерусалима. — Жажда мести со стороны пленных иудеев, мысль самого пророка и новозаветное учение об этом.

7. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 137. Что значит: «и пред Ангелами воспою Тебе»? — От нас зависит, что бы мы были услышаны Богом. — «Ты возвеличил над всем имя Твое святое.., умножь попечение обо мне, о душе моей». — Призыв всех властителей земли к благодарности Господу. — «И да воспоют пути Господни». — Господь далеко провидит будущее и спасает бедствующих, как милосердый Творец.

8. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 138. Как нужно понимать слова: «Господи, Ты испытал меня и узнал меня»? — Если Бог знает помышления человека прежде их возникновения, то для чего Он употребляет испытание посредством дел? — «Стезю мою и путь мой Ты исследовал». — Божественное предведение, творческая сила и промышление. — Непостижимость для человека божественного существа, способа вездеприсутствия и помощи в бедствиях. — Что значит: «какова тьма ее, таков и свет ее (будет)». — Изменение действия стихий по воли Божией. — У человека знание не полное; не таково божественное ведение. — «В течении дней они образуются, но никто из них». Не малая добродетель — иметь в великой чести друзей Божиих и избегать общества нечестивых людей. — «Искуси меня, Боже, и узнай сердце мое».

9. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 139. Лукавый или порочный человек хуже дикого зверя; в собственном смысле лукавый есть диавол. — Подобно последнему, порочный человек всегда более вредит самому себе. — Злых людей христианину нужно сожалеть и просить вышней помощи об избавлении от опасных козней их. — Тяжко грешат те, которые постоянно упражняются в зле. — «Не предай меня, Господи, грешнику… Главный предмет совещания их, обсуждаемый устами их, постигнет их». — Злословие есть также вид нечестия, которое также подлежит наказанию, как звери — ловитве. — Славословие праведных Господу.

11. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 141. Словами: «гласом» и «гласом» выражается твердое стремление, с каким псалмопевец взывал к Богу. — Двоякая польза скорбей. — Вследствие чего некоторыми во время тяжких бедствий овладевает отчаяние или ропот? — Высокий пример бодрости духа во время величайших опасностей и — упования на Бога. — Усиление молитвы псалмопевца указанием на тяжкую свою скорбь и коварство врагов. — «Меня ждут праведники, доколе не воздашь мне». — Увещание — молиться и не унывать во время бедствий, как благотворно действующих на людей и другие твари.

12. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 142. Молитва бывает прошением или обетом. — «Во истине Твоей». — С какою молитвою нужно обращаться к Богу и с каким душевным расположением? — Как нужно понимать: «услышь меня в правде Твоей»? — Благодетельность для грешника угрозы судом Божиим. — «Ибо враг преследовал душу мою». — Различные виды смирения и между ними — смирение от несчастий. — Живущие в грехах подобны находящимся во тьме. — Не малое утешение приносит знание раскрытых в Писании дел Божиих. — «Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная». — Об указании какого пути просит псалмопевец? и в силу чего просит? «В землю правды».