ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ. ТОМ ПЯТЫЙ. КНИГА ПЕРВАЯ.

ТОМ ПЯТЫЙ

КНИГА ПЕРВАЯ

Набор и обработка текста Константина Варламова, Ульяновск

1. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 3. Значение надписания: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». — Почему Давид был гоним Авессаломом? — Что бывает источником греха, то служит и бичом наказания. — У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов; подтверждение этого примером Давида, Израильтян во времена Судей, Адама, Даниила и пророка из Иудеи. — Увещание — истреблять источник зол — грех. Гибель Авессалома и печаль Давида о погибающих.

2. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 4. Чью молитву слышит Бог? — Под правдою разумеется вся добродетель всецело; от неправды — и надменность. — И при праведности нужна молитва, как приносящая великие блага. — Мы не столько умоляем Бога чрез других, сколько чрез самих себя. — С каким расположением души нужно приступать к молитве? Распространение в скорби и слова апостола о плодах перенесения скорбей. Не смотря на свою правду, Давид молит о помиловании. — Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит. — Кто разумеется под сынами человеческими тяжкосердыми и отчего происходит жестокосердие? — Зачем любите суету и ищете лжи. — Как события из жизни праведников ведут к Богопознанию? — Уверенность Псалмопевца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? — Вредное действие несправедливого гнева и польза — справедливого. — Благотворность каждодневного суда совести. — Что называется жертвой правды? — Безрассудство сомнений в Божественном промысле и сердечная уверенность Псалмопевца в получении духовных, а также и земных благ. — Не Зевс и другие боги язычников посылают дождь и другие земные блага, и что такое Зевс. — Свидетельство богодухновенных пророков о Боге откровения. — Мудрое распределение благ земных в мире; внутренний мир у людей, преданных Богу, и тяжкие бедствия внутренней борьбы, испытываемые теми, кто предан страстям. — Что значат слова: в мире вкупе усну и: единого на уповании вселил мя еси? — Увещание избегать общества порочных людей.

3. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 5. Объяснение надписания: в конец о наследствующей: какое разумеется наследие, когда оно имеет быть получено, при соблюдении каких условий и кто наследует? — Изображение наследствующей Церкви в других книгах Ветхого и Нового Завета и у Псалмопевца. — Молитва Церкви к Жениху ее — Господу «рано» помощи. — Объяснение стихов 5–7, выражающих уверенность Псалмопевца в том, что Господь не оставит беззаконников без наказания. — Благодарность Церкви за дарованное ей спасение и молитва ее о божественном руководстве на пути правды и о суде над нечестивыми для утешения уповающих на Бога праведников. — Увещание не падать духом во время жизненной борьбы и за все благословлять Господа.

4. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 6. В каком смысле нужно понимать приписываемые Богу Псалмопевцем ярость и гнев? — Всем людям, как немощным существам, нужно просить Господа о помиловании. — Почему виновные в одних и тех же грехах получают часто неодинаковое наказание? — Сокрушение о грехах и безропотное перенесение скорбей привлекают к человеку Божественную милость. — Особенное попечение в настоящей жизни о спасении души внушается Псалмопевцем чрез указание на невозможность покаяния после смерти и — собственный пример слезного, глубокого, сокрушения Псалмопевца во время ночи. — Что разумеется под оком, пришедшим в смятение, и «обветшанием» от врагов? — Удаление от порочных людей, хотя бы они были облечены в диадему, есть также путь к добродетели. — Увещание останавливать греховные влечения в самом начале.

5. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 7. Объяснение надписания псалма при пособии других, кроме греческого 70–ти, переводов. — Кто был упоминаемый здесь Хусий? — Подаваемый им поучительный пример упования на Бога и верности людям добродетельным, не взирая на бедствия последних. — Совет Хусия Архитянина Авессалому и благотворность его для преследуемого Давида, который и выразил в этом псалме благодарность Богу. — Незлобивая молитва Давида о спасении от видимых и невидимых врагов. — Как нужно молиться, чтобы быть услышанным от Бога? — Исповедание Давидом своей неповинности и незлобия, превосходящего требования ветхозаветного закона. — Увещание — не только не иметь вражды к врагам, но и истреблять ее корень — сребролюбие и тщеславие. — Буквальное объяснение ст. 7–10: воскресни Господи гневом Твоим… да скончается злоба грешных. Говоря: суди меня Господи по правде моей не разногласит ли Псалмопевец о сказанным им: не вниди в суд с рабом Твоим? — Кого любит Бог. — Страдание многих праведников в этом мири предуказано Господом и установлено неисследимою божественною премудростью для блага человека. — Плача достойны грешники, не получающее здесь наказания. — Почему мы не каждодневно наказываемся за свои грехи? — Благотворность наказания грешников для праведников. — Объяснение слов: испытали сердца и утробы…; праведна помощь… Бог судитель праведен… Какие есть у нас грехи общие, каждодневные, и чем угрожает Псалмопевец нерадивым о своем исправлении? — Приписывая Богу лук, меч и стрелы, Псалмопевец употребляет человекообразные выражения для того, чтобы тронуть и грубых людей и возбудить страх наказания. — Проявление божественного человеколюбия в самих угрозах наказания. — Копающий яму ближнему сам впадет в нее. — Преспеянию в добродетели особенно способствует частое собеседование с Богом в молитве. — Увещание любить Бога не за блага Его, а ради Его Самого.

6. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 8. Возбуждение внимания слушателей указанием на высокий предмет псалма. Величие имени Божия, особенно ясно открывшееся со времени вочеловечения Единородного Сына Божия. — Особое откровение божественной силы в славословии грудных младенцев и вытекающий отсюда урок приступающим к божественному учению. — Почему иудейский народ после распятия Христа подвергся столь великим бедствиям? — иудеи рассеяны по земле не для того, чтобы быть учителями вселенной. — Грех иудеев против Владыки Христа. — Дивное божественное промышление о человеке, выразившееся особенно в деле искупления. И после грехопадения у человека умалена только земная власть, но не отнята. — Почему лишен он власти над дикими зверями и какая польза от них? — Опровержение учения Павла Самосатского. — Увещание — избегать собраний еретиков.

7. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 9. Нужно прославлять Бога не только за благодеяния, но и за посылаемые Им бедствия. — Божественные чудеса в земной природе и польза изучения их. — Объяснение ст. 3–8. — Допустимость объяснения изображаемого здесь суда Божия в применении к событиям иудейской истории после распятия Спасителя. — Всеобщий и частный суд Божий. — Благотворность скорбей в деле нравственного преспеяния и великая сила упования на Бога. — Как мы можем искать Бога? — Что разумеется под обитанием Господа в Сионе? – «Ибо, взыскивая за кровь их, вспомнил, не забыл вопля убогих». — Молитва Псалмопевца и после избавления от бедствий и его увещает славословить Господа. — Порок сам себе вредит и устрояет гибель. — Если наказание грешников способствует распространению Богопознания, то почему Господь не употребляет этого средства вразумления постоянно? — Преимущества смиренной бедности в деле добродетели. Молитва о божественной помощи несправедливо притесняемым, о вразумлении и наказании самоуправных народов и вообще людей нечестивых. — Гибельная самоуверенность беззаконников, не имеющих в душе своей страха Божия, их действительная бедность и вместе жестокость. — Что значит: «преданы они в руки Твои»? — Молитва о прекращении господства беззакония и насилия.

8. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 10. Великая сила упования на Бога и бессилие при этом вражеских козней и нападений. — Почему многие из беззаконников преодолевают других? — В чем состоит оружие праведника против нечестивых? — «Любящий неправду ненавидит свою душу». — Что значит:«их доля (из) чаши»? — Опасности, которым подвергается богатый, и спокойствие праведника.

9. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 11. Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. — Что значит: «умалилась истина среди сынов человеческих»? — Великое зло — двуличность; молитва Псалмопевца об истреблении лицемерия. — Не все то наше, чем мы владеем. — Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. — Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем»? — Несомненность этого божественного обетования. — Что значит: «вокруг нечестивые ходят…» и: «по высоте Твоей»? — Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку.