ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ. ТОМ ПЯТЫЙ. КНИГА ПЕРВАЯ.

10. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 12. Не малое благо, если человек сознает свое оставление Богом, которое происходит от нарушения Его заповедей, но служит также проявлением особого божественного промышления. — Что значит: «я преодолел его»? — Усиление молитвы Псалмопевца о божественной помощи указанием на радость и веселие врага. — «Я же уповал на милость Твою». — Благодарность и славословие Господу прежде получения от Него благодеяний. — Увещание подражать Давиду и без колебаний полагаться на милость Божию.

11. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 41. Похвала вниманию слушателей во время предшествующей беседы и потребность разнообразить предметы поучений. — Для чего введено в Церкви псалмопение? — Чрез священные песни очищается и освящается душа. — Особенно благовременны священные песни при принятии пищи и после этого. — Изображаемая Псалмопевцем сила любви к Богу. — Как можно любить Бога, не видя Его? — Три побуждения к этой любви: высочайшая красота божественного Существа, бесчисленные Его благодеяния и величайшая любовь Его к человеку вообще и к каждому в отдельности. — Увещание проявлять пламенную любовь к Богу не словами только, но и делами. — Любовь к Богу ограждает нас от земных привязанностей, страстей и уныния в несчастьях. — Благотворное действие пения псалмов на душу христианина.

12. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 43. Объяснение начальных слов Псалма, как пророческой песни от лица Маккавеев. — Внушение родителям занимать детей повествованиями о делах Божиих, научающими вере и укрепляющими надежду на получение просимого от Бога. — Истинная бедность людей, кажущихся богатыми. — О каких делах Божиих возвещали отцы? — Для чего при совершении дел Божиих употреблялись внешние, чувственные знаки? — Предуказание на нарушение субботы в семидневном обхождении Израильтян вокруг Иерихонских стен. — Что значит: «насадил»? — Завоевание Ханаана Израильтянами было делом не оружия их, а Бога, предводительствовавшего ими. — Неизменность Божественного Существа и продолжение Его милостей своему народу. — «О Боге похвалимся всякий день». — Объяснение ст. 10–22. — Величие самоотверженной любви к Богу. — Молитва об избавлении вследствие крайне бедственного состояния и ради имени Божия.

13. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 44. Объяснение слов: «Излило сердце мое слово благое». — Отличие пророков от языческих прорицателей. — Какое разумеется дело, о котором Псалмопевец говорит: Царю? Новое указание на то, что он говорит под благодатным озарением. — «Прекраснейший» есть Христос. — «Излилась благодать из уст Твоих». — Отличие пророческого слова о Христе от евангельского. — В словах: «благословил Тебя Бог во век» разумеются излияние благодати на человеческую природу Иисуса Христа. — Предъизображение Его, как вооруженного Царя, блистающего красотою, поражающего врагов Своею божественной силою и устрояющего царство «ради истины и кротости и правды». Двоякий смысл слов: «стрелы Твои изощрены…» Почему Псалмопевец говорит о божестве Христовом после указания на вочеловечение? Обличение осуждающих действия божественного Промысла. Помазание Христа «более общников». — Прославление Иисуса Христа предстоящею Ему Церковью, обращение Его к Церкви и заповедь. — Слава Церкви, ее внутренняя красота и распространение по вселенной.

14. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 45. Божественная помощь могущественнее всякой земной силы; она не исключает, однако внимания к обстоятельствам времени. — Под «горами» и «морскими глубинами» разумеются великие опасности, не наводящие однако страха на уповающих на Бога. — Божественное попечение об иудеях и скорая им помощь от «Господа сил». — Будущее водворение мира на земле; применение слов Псалмопевца об этом к временам христианским. — «Успокойтесь и познайте, что Я есмь Бог».

15. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 46. Как нужно понимать призыв Псалмопевца к рукоплесканию и восклицанию? — Объяснение слов Псалма в переносном смысле: предъизображение победы Христа. — Божественное Его величие в самом уничижении, затем — в распространении Его учения по вселенной. — Почему Христос не помог Себе на кресте? — Божественная Его сила в делах Апостолов. — Пророчество об обращении иудеев, как достояния Божия. «Вознесся Бог при восклицании…» Призыв вселенной к разумному прославлению Господа. — «Избранники Божии на земле весьма превознесены».

16. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 47. Псалом 47–й есть пророческая песнь Господу от лица возвратившихся из Вавилонского плена иудеев. В каком смысле назван здесь город — Божиим и гора — святою? «Благоукореняя» радости всей земли. — Говоря о Сионских горах, почему пророк упоминает о севере словами: «северные стороны» — Что значит: «Восприняли мы, Боже, милость Твою»? — Слава дивных дел Божиих, совершаемых ради божественной «правды»; призыв к. веселию, изысканиям и вечному помятованию о Боге и Его непрестанном промышлении.

17. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 48. На что указывает призыв всех народов к вниманию? — Внушение призываемым смирения и равенства пред Богом. — Псалмопевец возвещает не собственное, а божественное учение. — Что значит: в притчу? — Прикровенная речь в Писании имеет своею целью — возбудить внимание. — Нужно бояться не житейских скорбей, а только греха, от наказания за который на божественном суде не избавит ни богатство, ни родство; но не напрасны ли и молитвы святых? — Высокая цена человеческой души пред Богом, вечная жизнь потрудившихся здесь праведников и спокойствие их при виде смерти считающихся премудрыми. — Безумие людей любостяжательных и тщеславных. — Истинный путь к славе. — Крайнее унижение человеческого достоинства людьми, преданными страстям. — «Сей путь их — соблазн им, и после того устами своими будут одобрять (его)». — Быстрая гибель таких людей и торжество над ними добродетельных. — Но не господствуют ли над последними порочные? — Бессилие и бесславие порочных и спасение праведников. — Почему не нужно бояться настоящего, временного? — Не смотря на почести и лесть при жизни, порочный человек по смерти не увидит света и уподобится бессловесным животным.

18. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 49. Кто разумеется под именем богов в этом Псалме и других местах Св. Писания? — Общий предмет Псалма — изображение Бога, судящегося с иудейским народом. — Слава Сиона, как места откровения божественной благости, человеколюбия и милостей. — В отличие от первого, не явного для всех, пришествия Сына Божия на землю, Псалмопевец изображает второе, явное Его сошествие для суда пред лицем неба и земли. — Для чего названы преподобными подлежащее суду? — Божественная правда в осуждении не уверовавших во Христа иудеев; за что они распяли Христа? — Какие события указывали им на Его божественность? — Господь обвиняет иудеев не за малочисленность жертвоприношений (они установлены по снисхождению только к немощи иудеев), и не потому, что Владыка всего существующего имеет в них нужду. — Какая жертва действительно угодна Богу. — «И (тогда) призови Меня в день скорби твоей»… — Грешник не должен учить других божественным законам. — Но так как все во грехах, а грешнику Бог запрещает «проведывать уставы» Его, то кто же будет возвещать их? — Тяжкие грехи, указываемые Псалмопевцем, несовместимые с званием учителя божественного закона, и нравственные наставления (не допускать до падения склоняющегося на грех, не злословить и не порицать не сделавшего ничего худого, не наносить себе вреда местью ближнему). — Обличение и предостережение Псалмопевца грешникам; средство смягчить гнев Божий и получить спасение.

19. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 108. Недоумение, возбуждаемое содержанием псалма, как служащего выражением сильнейшего гнева и наполненного проклятиями врагу. — Кто этот враг, так огорчивший Св. Духа, что божественный гнев распространяется на детей, жену и родителей? — И каким образом апостол Петр относит слова этого псалма к Иуде? — Псалом содержит пророчество в виде проклятия, которое относится частью к Иуде, частью к другим, которые восстают против священства и ближних с коварством и злобою. Объяснение отдельных выражений, указывающих на то, что особенно прогневляет Бога, в чем проявляется крайняя жестокость при преследовании человека, и где главная причина бедствий, испытываемых людьми. Псалмопевец просит божественного заступления ради милости Божией и крайних своих страданий, усиливаемых насмешками врагов. — Спасительность славословия Господу за Его милости.

20. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 109. Возбуждение внимания слушателей указанием на высокое значение Псалма, особенно для обличения различных еретиков и, во–первых, иудеев: Господь, Которому говорит Бог, есть, вопреки мнениям иудеев, Единородный Сын Божий, и такое объяснение не разногласит с основным учением Ветхого Завета; заповедь о почитании единого Бога дана ради немощи иудеев; пророчества о Христе, как исполнившиеся, служат неопровержимым доказательством истинности Ветхого Завета, в который веруют иудеи. Во–вторых, Псалом служит обличением Павла Самосатского, Ария, Маркиана и др. — Что значит: «сиди одесную Меня» и: «доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? «Жезл силы» означает божественную силу, с которою Апостолы обошли вселенную и покорили ее Христу, не смотря на противодействия царей и властителей. — Враги Сына суть враги и Отца. — Сын имеет силу в Себе Самом, каковую Он явил во время земной Своей жизни и явит при втором пришествии; доказательствами этой же силы служат: торжество христианства, путешествия ко Гробу Господню, сила Креста Господня, величие христианских праведников. — Словами: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя» выражено не рождение Христа по плоти, а предвечное рождение Сына Божия. — Пророчество о Христе, как Первосвященника по чину Мелхиседека. — Подкрепление плоти Христовой от Бога Отца и победа над врагами Церкви. — Смирение Христа по плоти и прославление. — Увещание — презирать пышность и тщеславие.

21. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 110. Искренняя благодарность Богу особенно угодна Ему; она неизбежно является при беспристрастном рассмотрении дел божественного Промысла. — И смерть есть благо для человека; только худая смерть — зло. — Совершенство тварей, как способных исполнять волю Творца и приводить человека к Боговедению. — Важный урок со стороны тварей человеку в его жизни. — Благодарность и славословие Богу внушаются внимательным рассмотрением всего видимого в мире и совершающегося в нашей жизни, даже — того, что называется несчастьем. — Почему Господь не тотчас наказывает людей за грехи? — Бог никогда не переставал творить чудеса. — Божественная благость, выразившаяся в даровании (духовной) пищи боящимся Бога, в сохранении Завета, в необычайной помощи Своему народу, в установлении законов и даровании заповедей. — Что значит: «по истине и правоте»? — Какое «избавление послал Он народу Своему»? — Что составляет основу истинной премудрости? — Побуждение к благодарности Богу.

22. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 111. Связь этого Псалма с предыдущим. — Недостаточность одного страха Божия для спасения и необходимость вместе с этим усердного исполнения божественных заповедей. — Искренняя любовь к Богу делает нетрудным исполнение Его заповедей: добродетель в себе самой заключает награду. — Нет на земли ничего сильнее добродетели; она ведет к истинному богатству. — «И правда его пребывает в век века»: великая сила милосердия. — Радость посылаемая нередко праведным и здесь, при тяжелых скорбях и опасностях, и непременно ожидающая их по отшествии отсюда; это служит величайшим доказательством нашего воскресения. — «Устроит дела свои на суде». Непоколебимость праведника и недоступность его страху вследствие помощи свыше и спокойствия совести. — Слава милосердого праведника и напрасная злоба при этом грешника.

23. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 112. Прославление Господа какую заключает в себе трудность для нас? — Хвалить Бога можно и молча. — Заповедь Псалмопевца хвалить «имя Господне» и пророчество об исполнении ее в христианской Церкви. — Совершенная же хвала Господу где совершается? — Изображение для иудеев божественного вездесущия и всемогущества в участи людей и изменении законов природы: «поселяющий неплодную в дом матерью».