Творения, том 6, книга 1

5. О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование! Теперь пророк обращает угрозу к воюющим, и предсказывает то, что имело случиться в царствование Езекии, когда в один день пало 185000 человек (4Цар.19:35). Ты спрашиваешь: почему это случилось? Промышление Божие относительно народа убеждало их более, чем пророческие предсказания. Пророки увещевали иудеев, и тогда, когда они оставались врагами действовавших у них законов. Видишь ли, что те (ассирийцы) сами по себе представляют повод (к наказанию)? Спрашивается однако: почему Он наказал их, когда в их руках был жезл гнева Его? Для понимания этого пророчества об ассирийцах, выслушай, что говорит (Рапсак): а если вы скажете мне: "на Господа Бога нашего мы уповаем", то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: "пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме"? (4Цар.18:22); Господь сказал мне: "пойди на землю сию и разори ее" (4Цар.18:25). Таким образом, как оказывается, они (ассирийцы) раньше знали о всем этом: Рапсак, говорят, был из числа их. Видишь ли, зачем он раньше предсказывает об этом? Затем, чтобы они (иудеи), видя город осаждаемым огромным войском, не падали духом. Потому Бог говорит, что ассирийцы, хотя получили власть от Него, не пожелали познать Давшего им эту власть. Незнание того, что победа над другими народами была дарована Богом, было великим невежеством; присвоение же победы над иудеями своему могуществу, а не Богу, было признаком величайшего безумия. Как во время Моисея, так и теперь: Я, говорит, дал жезл гнева в руку твою, чтобы ты поражал не народ Мой, а иноплеменников.

6. Но так как народ был беззаконным, то, говорит, Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Хотя всего того было достаточно, чтобы показать, что те народы беззаконны, однако, говорит, Я повелел им произвести такую добычу.

7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его, но размышлял о том, как бы быть храбрейшим из всех на самом деле. У него будет на сердце — разорить и истребить немало народов. Хотя он считал себя способным достигнуть этого, однако ему должно бояться переменчивости человеческой. Смотри, какое зло не знать меры самоуважения.

8-9. Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои? Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? Приводится на память, что он (ассирийский царь) был наказан Богом для того, чтобы показать величайшую силу Божию: по прошедшему соображай о будущем. Удерживая свою смелость, не уразумеешь ли ты теперь могущества силы Божией? Он говорил таким образом для того, чтобы показать силу Божию: того, кто, подобно сильному дождю или стремительному ручью, наводнил многие страны, разделил народы, опустошил поля, Бог заключит в небольшом презренном городе, как бы он и не существовал.

10. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии. Смотри, это выше человеческой природы. О, человек! Ты говоришь: никто не мог мне воспрепятствовать. Чем больше ты говоришь об этих ужасах, тем больше показываешь могущество Божие.

11. То не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее? Видишь ли слабость идолов? Видишь ли, что гордость его касается не только людей, но что он издевается и над богами, так как говорит: от начатого мною меня не могли отвратить ни множество людей, ни даже могущество богов? Если ты начинаешь, то ясно, что ты слаб; а если когда-либо найдется, кто воспрепятствует тебе, то ясно, что Он сильнее людей и богов.

12. И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Что значит слово: совершит? Акила говорит: тотчас отсечет, а Симмах: будет отсечено. Он многим попускает страх и бегство, так как и это послужит к показанию величия чудес. Но когда ассирийский вождь увеличит свой гнев и будет больше не в состоянии говорить что-либо иное, тогда Бог ему воспрепятствует. Что делает Бог, это Он делает не для показа, а для пользы евреев и варваров, как и Павел говорит: когда ваше послушание исполнится (2Кор.10:6).

13-14. Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул". Смотри великую гордость, которая, хотя не воздымала ума до величия Божия, но была достаточна для посрамления и наказания. Кто, говорил он, предо мною Бог ваш? Бог (пока) бросил и оставил этого гордого храбреца для того, чтобы он более познал могущество Божие. Он мог послать с неба огонь и попалить войско, наслать на него зверей или различные казни, но не желал. Он попустил, чтобы они осадили город, молчал, чтобы они преступили меру и чтобы царь Езекия совершил свою молитву, а потом уже обнаружил гнев свой, совершая великое дело. Но, по милости Божией, я дойду до этого места, а теперь объясню, что значат слова: когда Господь совершит все (ст. 12). Например, как вызывающий удивление артист не выходит на площадь пред зрителями в неудобный момент, но лишь после того, как увидит их всех в сборе, каждого — сидящим по порядку и на своем месте, тогда выступает для показывания силы своего искусства, — так и Бог: когда каждый сидел на горе Сионе и в Иерусалиме, как бы для зрелища, тогда, говорит, посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие, так как, сравнительно с этим, нет иного худшего ума. Таким образом совершенно доказано то, что не может быть никого несчастнее гордого: да и как может гордиться тот, кто не в силах понимать того, что ясно даже детям? И он не сказал: "посещу человека", но "посмотрю на успех надменного сердца". Он не взял из среды (их) царя, но попустил, чтобы он исправился, вследствие бедствий, постигших других; а так как он не исправился, но, возвратившись домой, поклонялся богам и начал предаваться неисправимым порокам, то Бог взял его из среды живых (Ис.37:38), чтобы тем наказанием, которому Он подверг его, вразумить других. Таким образом показал не смену вещей, а только конец. Желал он также показать нам и нечто иное, именно, спасение спасаемых, и рассказать о гибели гордеца.

Я, говорит, силою руки моей, и моею мудростью я сделал это, чтобы нигде не было царей и не обреталось князей. И переставляю пределы народов, и рука моя захватила богатство народов, как гнезда. Видишь ли, доколе простирает жестокий ум свою гордость? Как он обнаруживает гордость с угрозами? Видишь ли, сколько зла рождается от гордости? И никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Раскрывает совершенную его гордость, чтобы показать, какого человека победил Бог. Тем, кто следует добродетели, нехорошо превозноситься и говорить о себе великое, так как гордых постигают наказания от Бога, как случилось с фарисеем: если того, кто, по своим добрым делам, противился воле диавола, могло отвратить (от Бога) и погубить одно слово и одна вина, то насколько более возможно это относительно других хвастунов? И если хвастовство не дозволительно упражняющимся в добродетели, то насколько больше оно недозволительно для уклоняющихся от добродетелей?

15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Смотри, с кем сравнивают еретики Сына Божия. С тем, с чем Св. Писание сравнивает ассирийцев. Как секира сечет не сама собою, так и ты сам собою не сделаешь ничего; и как пила не сама себя влечет, так и ты сам собою не совершишь ничего. И не так, т е., после этого Я не буду больше в тебе нуждаться. Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его. Так как Я был вознесшим тебя, то впоследствии Я никогда не вознесу тебя.

16. За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня, так как несчастие сопровождалось бесчестием. Чем больше были угрозы, тем больше слава Израиля, когда возгорелся огонь среди неприятелей.

17. Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, Пророк обозначает их гибель: гнев (Божий) пожирал неприятельское войско, подобно огню.

18-19. которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. Они устремятся в бегство, как от огня, и их легко будет сосчитать. И не прибегут более к тебе: говоря так, пророк показывает, что они (евреи) некогда прибегали к нему (ассирийскому царю), который отвел в рабство евреев и ради них также жителей Самарии, так как по причине осады одних случились бедствия с другими.

20-21. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Видишь ли, к чему послужило несчастие?