THE WORKS OF OUR HOLY FATHER JOHN CHRYSOSTOM, ARCHBISHOP OF CONSTANTINOPLE. VOLUME EIGHT. THE BOOK OF THE FIRST

1. Ничто не препятствует нам и сегодня снова коснуться этих слов, потому что в прошлый раз изложение догматов не дозволило нам проследить вполне все прочитанное. Где же те, которые говорят, что Сын не есть истинный Бог? Здесь Он называется «Свет истинный», а в другом месте самой «истиной» и самой «жизнью». Впрочем, эти последние слова мы яснее исследуем, когда дойдем до них; а теперь надобно вашей любви сказать о свете. Если он «просвещает всякого человека, приходящего в мир», то отчего столько людей остаются не просвещенными? Оттого, конечно, что не все познали веру Христову. Как же он «просвещает всякого человека»? Смотря по приемлемости каждого. Если некоторые, по своей воле смежив очи ума, не хотят принять лучей этого света, то омрачение их происходит не от естества самого света, а от злобы этих людей, добровольно лишающих себя дара. Благодать изливается на всех; она не чужда ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни свободного, ни раба, ни мужа, ни жены, ни старца, ни юноши; ко всем одинаково близка и всех равночестно призывает. Но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, те по справедливости самим себе должны приписывать такое ослепление. Если тогда, как вход открыт для всех, и никто не преграждает его, некоторые по произвольному ожесточению остаются вне, то они гибнут не от чего–либо другого, а от собственной порочности. «В мире был» (ст. 10), — но не как современный миру; нет. Поэтому (евангелист) и присовокупляет: «и мир чрез Него начал быть» (ст. 10). Через это он опять возводит тебя к предвечному бытию Единородного. Кто слышит, что все есть создание Его, то хотя бы был вовсе бесчувствен, хотя бы был враг и противник славы Божьей, во всяком случае, волей или неволей принужден будет признать, что творец существует прежде творений. Потому–то я всегда и дивлюсь безумию Павла Самосатского, — как он дерзал противоречить столь очевидной истине и сам себя добровольно низринул в бездну. Он заблуждался не по неведению, а, очень хорошо понимая дело, подвергся одной участи с иудеями. Как иудеи, имея ввиду суд людей, оставили здравую веру и, хотя знали, что Иисус есть Единородный Сын Божий, но, ради своих начальников, не исповедовали, чтобы не быть изгнанными из синагоги, так и Павел Самосатский, как говорят, из угождения какой–то женщине, отрекся от своего спасения. Подлинно, страшно, страшно преобладание тщеславия; оно может ослепить очи и мудрых людей, если они не станут бодрствовать. Если это может сделать мздоимство, тем больше страсть тщеславия, гораздо сильнейшая. Поэтому–то и говорил Христос иудеям: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5:44)? «И мир Его не познал». Евангелист называет здесь миром множество людей растленных, преданных земным делам, толпу, мятежный и бессмысленный народ. Но друзья Божьи и все дивные мужи познавали Христа еще прежде Его явления во плоти. Именно о праотце сам Христос сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). И о Давиде в обличение иудеев Он говорил: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мф. 22:43, 44). Много раз, препираясь с ними, Он упоминает и о Моисее; а о прочих пророках — апостол. А что все пророки, начиная от Самуила, познавали Христа и задолго предвозвещали пришествие Его, об этом говорит апостол Петр: «и все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии» (Деян. 3:24). Иакову и отцу его, как и деду его, являлся сам Бог, беседовал с ними, обещая даровать им многие и великие блага, что и исполнил, на самом деле. Как же, скажешь ты, Он сам говорил: «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10:24)? Как же они знали Его? Конечно, знали; и я попытаюсь доказать это из тех же самых слов, из которых некоторые заключают, будто бы пророки не имели познания об Иисусе Христе. Он говорит: «многие желали видеть, что вы видите»; значит, они знали, что Он придет к людям и совершит дела, которые и действительно совершил. А если бы не знали этого, то и не восхотели бы видеть, потому что никто не может желать того, чего совсем не знает. Следовательно, они знали Сына Божьего, знали и то, что Он придет к людям. Но что же это такое, чего они не видели и не слышали? То, что ныне вы видите и слышите. Пророки, хотя слышали голос Его и самого Его видели, однако же — не во плоти, не в том виде, в каком Он обращался с людьми и открыто беседовал с ними. На это и сам Он ясно указывает, — говорит не просто: они желали «Меня видеть», а как? Желали «видеть, что вы видите»; не сказал также: желали Меня слышать, но: «что вы слышите». Таким образом, хотя они и не видели Его явления во плоти, однако знали, что оно будет, и его желали. Они веровали во Христа, хотя и не видели Его во плоти. Если же язычники, думая укорить нас, спросят: что же делал Христос прежде, когда еще не промышлял о роде человеческом? Почему Он, оставив нас на столь долгое время без попечения, уже в последнее время пришел устроить наше спасение? — мы скажем, что Он еще и прежде того времени был в мире, предустраивал дела и ведом был всем достойным. А если вы скажете, что Он был неведом, потому что не все тогда знали Его, а только люди избранные и добродетельные, то на таком основании вы, пожалуй, допустите, что Он и в настоящее время не имеет поклонения от людей, потому что и ныне еще не все знают Его. Но как в настоящее время никто не может отрицать, что есть люди знающие Его, — потому только, что есть люди не знающие Его, — так нельзя сомневаться в том и по отношению к прежним временам, потому что многие, или лучше сказать, все избранные и дивные мужи знали Его.

2. Но если бы кто спросил: почему тогда не все веровали в Него и не все почитали Его, а только одни праведные? — то спрошу и я: отчего и в настоящее время не все знают Его? Да что говорить о Христе? Отчего, как прежде, так и ныне не все знают и Отца Его? Некоторые говорят, что все (в мире) носится самодвижно; другие попечение обо всем приписывают демонам; а есть и такие, которые, кроме истинного Бога, измыслили для себя какого–то другого; из них иные богохульствуют, утверждая, будто есть какая–то противная Богу сила, и еще думают, что законы Божьи принадлежат какому–то злому духу. Что же? Неужели потому, что некоторые отвергают Бога, и мы будем говорить тоже, или согласимся, что Он зол, так как некоторые высказывают и это богохульство? Прочь это безрассудство и это крайнее безумие! Если бы мы стали поверять догматы судом этих безумных людей, то и нас самих ничто не удержало бы от крайнего безумия. Конечно, никто не скажет, что солнце вредно для глаз, потому что есть больные глазами; напротив, оно светоносно по суду людей здоровых. Никто также не скажет, что мед горек, потому что он кажется таким на вкус больных. Итак, не по примеру ли больных некоторые утверждают, что или нет Бога, или что Он зол, что иногда Он промышляет, а иногда вовсе не делает этого? И кто скажет, что они люди здоровые? Напротив, — это люди не исступленные ли, безумные и крайне помешанные? «Мир Его не познал», сказано; однако же, те, которых недостоин был мир, познали Его. Сказав же о не познавших Его, евангелист вкратце излагает и причину этого неведения; говорит не просто: никто не познал Его, но: «мир Его не познал», т. е. люди, преданные одному миру и только о мирском помышляющие. Так обыкновенно называл их и Христос, как например, когда говорил: «Отче праведный! и мир Тебя не познал» (Ин. 17:25). Но мир, как мы сказали, не познал не только Сына, но и Отца, потому что ничто не приводит в такое расстройство рассудок, как привязанность к предметам временным. Зная это, удаляйтесь, сколько возможно, от мира и воздерживайтесь от дел плотских; от них происходит потеря не в случайных, а в самых высших благах. Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных; но по необходимости, заботясь о тех, лишается этих. «Не можете», сказано, «служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13). Последуя одному, по необходимости надобно оставить другого. И об этом гласит самый опыт. Те, которые смеются над страстью к богатству, те–то наиболее и любят Бога, как должно. Напротив те, которые высоко ценят богатство, как первое благо, слабейшую имеют любовь к Богу. Душа, будучи однажды пленена любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать, или не сказать чего–либо такого, что прогневляет Бога, так как она делается уже рабой другого господина, и притом такого, который повелевает ей все противное Богу.

Итак, воспряньте и пробудитесь и, размыслив о том, какого господина мы рабы, возлюбим только Его власть; возрыдаем и оплачем прежнее время, в которое мы работали мамоне; свергнем однажды и навсегда ее тяжкое, несносное иго и будем постоянно носить иго Христово, легкое и отрадное; Христос же не повелевает ничего такого, что внушает маммона. Она повелевает быть врагами всем; а Христос — напротив: миловать и любить. Она, привязав нас к праху и пыли (таково — золото), не дает нисколько, даже ночью, вздохнуть свободно; а Христос освобождает нас от этой излишней и неразумной заботы, повелевает собрать сокровища на небесах, не неправдой в отношении к другим, а собственной правдой. Маммона, после стольких трудов и скорбей, не может даже остаться с нами, когда мы «там» будем терпеть наказания и злострадать за исполнение ее внушений; она даже увеличит для нас пламя; а Христос, даже когда повелевает дать ближнему чашу холодной воды, не попустит нас и за то лишиться награды и возмездия, но воздаст с великой щедростью. Итак, не крайне ли безрассудно —

Весьма многие из тех, которые будут наказаны, будут терпеть наказание именно за то, что служили деньгам, любили золото и не помогали нуждающимся. Чтобы не терпеть и нам того же, будем расточать (свои сокровища), отдавая их бедным; освобождать свою душу и от здешних зловредных попечений и от будущих, за то уготованных, мучений. Приготовим себе оправдание на небесах; вместо стяжаний земных, соберем сокровища неистощимые, сокровища, которые могут сопутствовать нам на небо, могут защитить нас в опасности и умилостивить тогда Судью. Да будет же ко всем нам Его благоволение и ныне и в тот день, и да насладимся с великим дерзновением благ, какие уготованы на небесах любящим Его, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

БЕСЕДА 9

«Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11).

1. Кто такие «свои», которые не приняли Христа: во–первых, иудеи, бывшие его избранным народом. — Затем другие люди, которые не веровали в него, будучи Его тварями. — 2. Неверие как причина ослепления иудеев; гордость, как причина их неверия. — Благодать милосердия, распространенная Богом на язычников, не причинила никакой несправедливости иудеям. — Апостол Павел справедливо укоряет их и обуздывает их гордость и заносчивость. — Они завидуют спасению язычников. — Гордость делает бесполезными все добродетели.

1. If you remember our former reflections, we will be more willing to continue our edification, receiving much benefit from it for ourselves. As soon as you have memorized what you have read, then our word will be more intelligible to you, and it will not require much effort from us, because you, with your curiosity, can already delve deeper into further teaching. Whoever always loses (from memory) what has been taught to him will always need a teacher and will never learn anything. And whoever keeps everything he has received and adds further (instructions) to it, he can soon become a teacher from a disciple and will be useful not only for himself, but also for others. I hope that this will be the coming meeting, and I conclude it from his great zeal for listening. Therefore, in your souls, as in a safe storehouse, we will put the silver of the Lord, and, as far as the grace of the Spirit helps, we will explain the reading offered to us today. The Evangelist, speaking of former times, said: "The world did not know Him"; further, turning his speech to the time of the sermon itself, he says: "He came to his own, and his own did not receive Him." "His own" here he calls the Jews, as a special people, or all people, as descended from this people. And just as above, grieving over the foolishness of many people and ashaming the general spirit (of the time), he said that he did not know the Creator of the world that came through Him, so here, indignant at the ingratitude of the Jews and many others, he utters an even more grievous condemnation, saying: "His own did not receive Him," whereas He came to them. But not only the Evangelist, but also the prophets said the same thing with amazement, and finally, Paul, amazed at the same. Thus the prophets cried, speaking in the name of Jesus Christ: "A people whom I did not know serve me; by the mere rumor of me they obey me; foreigners caress me before me; the foreigners turn pale and tremble in their fortifications" (Psalm 17:44-46). And in another place: "Thus shall he cause many nations to be amazed; for they will see what was not spoken to them, and they will know what they have not heard" (Isaiah 52:15). Also: "I have revealed myself to those who have not inquired about Me; Those who have not sought Me have found Me" (65:1). And Paul in his Epistle to the Romans said: "What then? Israel did not get what they sought; but the elect have received" (Romans 11:7). And in another place: "What shall we say? The Gentiles who did not seek righteousness received righteousness. But Israel, which sought the law of righteousness, did not reach the law of righteousness" (Romans 9:30, 31). Truly, it is surprising how the Jews, who were brought up on the books of the prophets, who listened every day to Moses, who speaks very much about the coming of Christ, as well as to the other prophets who came after him, and finally saw Christ Himself, Who performed miracles for them every day, only conversed with them, and how He did not yet allow the disciples to "go not into the way of the Gentiles," or to enter into any Samaritan city, he himself did not do this, and often said that he was sent to the lost sheep of the house of Israel, — as, I say, the Jews, having received so many signs, hearing every day the prophets and Christ himself with His constant suggestions, so blinded and deafened themselves, that nothing could lead them to faith in Christ.

Meanwhile, the pagans, having nothing of the kind in their possession, never having heard the divine pronouncements, even, so to speak, even in their sleep, were always occupied only with the ravings of insane people (such is the pagan philosophy), re-read the idle talk of the poets, were attached to trees and stones, and knew nothing sound and useful either in beliefs or in the rules of life; and their life was even more impure and criminal than their teaching. And how could it be otherwise, when they saw that their gods found pleasure in every vice, that they were honored with shameful words and still more shameful deeds, and received this as a feast and honor; moreover, they are honored with abominable murders and the murder of children, and in this people imitated the gods. But despite the fact that they had descended to such a depth of evil, suddenly, as if by some kind of machine, they rose to the heights and appeared to us, shining from the very top of the heavens. How did this happen and why? Listen to what Paul says about this. The blessed Apostle, carefully examining these circumstances, did not abandon them until he had found the reason and explained it to all. What is this reason? And why were the Jews so blind? Listen to what he himself says about this, he to whom this economy was entrusted. What does he say to resolve such a misunderstanding of many? "Not understanding," he says, "the righteousness of God, and striving to establish their own righteousness, they did not submit to the righteousness of God" (Romans 10:3). That is why they were subjected to such misfortune. And in another place, expounding the same thing in a different way, the Apostle says: "What shall we say? The Gentiles, who did not seek righteousness, received righteousness, righteousness from faith. But Israel, which sought the law of righteousness, did not reach the law of righteousness. Why? for [they sought] not in faith, but in the works of the law. For they have stumbled against a stumbling block" (Romans 9:30-32). This means that the unbelief of the Jews was the cause of evil for them, and unbelief came from arrogance. At first they had more than the Gentiles, namely, they received the law, had the knowledge of God, and so on, as Paul speaks. But after the coming of Christ, as soon as they saw that both they and the Gentiles were equally called to salvation by faith, and that in the matter of faith the circumcised had no advantage over the convert from the Gentiles, then they passed from pride to envy and could not endure the great and ineffable love of mankind of the Lord. And this happened in them from nothing else but arrogance, anger and misanthropy.

2. What harm has this care (of the Lord) done to you, most senseless of men, done to others? Have your benefits diminished by the fact that others have participated in them? But truly anger is blind and cannot soon understand anything just. Tormented by the thought that others would share in the same rights, they turned the sword on themselves and deprived themselves of God's love for mankind. But justice demanded it. It is said: "Friend! I do not offend you, but I want to give this last one [the same] as I do to you" (Matt. 20:13, 14). But they are not worth even these words. The hireling (mentioned in the Gospel), although vexed, could at least point out his labors during the whole day, the hardship, heat and sweat; What could they say? Nothing; in them there was only carelessness, intemperance, and a multitude of vices, of which all the prophets constantly denounced them, and with which they, as well as the pagans, offended God. Pointing to this, Paul said: "There is no difference" between Jew and Greek. "All have sinned and fall short of the glory of God, being justified freely, according to His grace" (Romans 3:23, 24). But this subject is usefully and very wisely expounded by the Apostle in a whole chapter of the Epistle. And before that, he also shows that the Jews are even more worthy of punishment: "Those who have sinned under the law," he says, "will be condemned according to the law" (Rom. 2:12), i.e. the judgment is more severe, since, in addition to nature, they have the law as an accuser. And not only because of this, but also because they were the cause of blasphemy against God among the pagans. "For your sake," it is said, "the name of God is blasphemed among the Gentiles" (Isaiah 52:5; Rom. 2:22). This especially irritated them, so that even those who believed from circumcision thought this circumstance strange; wherefore they accused Peter, when he returned to them from Caesarea, for having entered into fellowship with uncircumcised men, and of eating with them; and even after they understood the predestination of God, they were still amazed at how the gifts of the Holy Spirit were poured out on the Gentiles, expressing with this amazement that they had never expected such a strange thing. And so, knowing that this especially wounded them, the apostle directs everything to destroy their pride and suppress their too haughty arrogance. And see how he does this: after discourse on the Gentiles, having shown that they have no justification in anything, nor hope of salvation, and having carefully denounced also their perverse teaching and the impurity of their lives, he transfers his word to the Jews. After repeating all that the prophet said about them, that they are criminal, and deceitful, and deceitful, and that they are all useless, and not one of them seeks God, but all have deviated, and so on, the Apostle adds: "We know that the law, if it speaks, speaks to those who are under the law, so that every mouth is stopped, and the whole world becomes guilty before God. For all have sinned and fall short of the glory of God" (Romans 3:19, 23). Why do you exalt yourself, Jew? Why do you think a lot about yourself? Your mouth is stopped, your self-confidence is destroyed, and you are subject to judgment along with the whole world, and, like others, have need of justification. Therefore, even though you were right according to the law and had much boldness before God, you should not envy those who could be pardoned and saved by God's love for mankind. It is extremely bad to be upset by the well-being of others, and especially when it is not combined with damage to yourself. If the salvation of others were to harm your well-being, you would have reason to be grieved, even though this is not characteristic of a man who has learned to be wise. But if neither the punishment of others multiplies your rewards, nor does prosperity diminish them, why do you torment yourself, only because another is saved? As I have said, you should not have been irritated by the fact that salvation had been granted to the Gentiles by grace, even though you yourself were one of the people worthy of approval. But when you, being guilty of the same thing (as a heathen) before the Lord, and having incurred His wrath upon yourself, are still vexed at the well-being of others, and think so much of yourself as if you alone had a right to the communion of grace, then you are subject more than all others to grievous torments, not only for envy and arrogance, but also for extreme recklessness. You have grown in yourself the root of all evil – arrogance. That is why one wise man said: "The beginning of sin is pride" (Sir. 10:15), i.e. the root, the source, the mother. Thus, through it, the primordial man was deprived of his blissful state; Through it, the devil who had deceived him fell from the height of his dignity. This abominable creature, learning that this sin could cast down from heaven itself, chose this path to deprive Adam of so great an honor. By puffing him up with the promise of equality with God, he thus overthrew him and threw him into the very depths of hell. Truly, nothing so alienates from the love of God and exposes to the fire of hell as the predominance of arrogance. When it is in us, then our whole life becomes impure, even if we strive in chastity, celibacy, fasting, prayers, almsgiving, and other virtues. "An abomination," it is said, "is everyone who is haughty in heart before the Lord" (Prov. 16:5). Therefore, if we want to be pure and free from the punishment prepared for the devil, let us curb the arrogance of the spirit in ourselves, let us cut off arrogance. And that the proud must suffer the same punishment (with the devil), listen to what Paul says about this: "He must not be of the new converts, lest he become proud and fall into condemnation with the devil" (1 Tim. 3:6). How to avoid this disaster? Let us avoid it if we reflect on our nature, on the multitude of sins, on the greatness of future torments, on the fact that everything that seems brilliant here is temporary, no better than grass and withers faster than spring flowers. If we often arouse such thoughts in ourselves and bring to mind people who have performed great feats, then the devil will not be able to easily puff us up, no matter how much he intensifies, he will not even be able to stumble us at the first steps. But may God, the God of the humble, good and merciful, Himself give you and us a contrite and humble heart. In this way, we will be able to easily accomplish all other things to the glory of our Lord Jesus Christ, through whom and with whom be glory to the Father and to the Holy Spirit forever and ever. Amen.

DISCOURSE 10

"He came to his own, and his own received him not" (John 1:11).

1. God does not force or constrain our free will. — 2. What does it mean: "I came to my own"? — That those who did not want to accept Jesus Christ are punished enough by this very act and the consequences of this refusal. — The grace-filled effect of baptism. — 3. That it is entirely up to us to preserve the purity of our baptism. — Punishment for those who defile the garments received at baptism. Faith and purity of life are necessary for salvation. — What clothes should be put on those who are called to the royal wedding feast?