Толкование на Евангелие от Иоанна ч. 2. Творения, приписываемые свт. Иоанну

БЕСЕДА 70. (на Ин. 13:1) 1. Благость Иисуса Христа к своим врагам и ко всем людям. — 2. Мнение, что Иисус Христос прежде всего омыл ноги Иуде. — Омовение ног было превосходным уроком смирения, преподанным Господом своим ученикам. — 3. Должно пещись о вдовах и сиротах.

БЕСЕДА 71. (на Ин. 13:12). 1. Ожесточение Иуды. — Отношение Иисуса Христа к своим ученикам как назидательный пример для господ, жестоких к своим слугам. — 2. К объяснению урока смирения, преподанного Господом. — 3. Не тот несчастен, кто терпит обиды, а тот, кто причиняет их. — Примеры древних. — Иосиф и Моисей как образцы кротости и терпения. — История Иосифа. — Нужно прощать, чтобы получить прощение от Бога.

БЕСЕДА 72. (на Ин. 13:20) 1. Почему св. Иоанн возлежал на груди Иисуса Христа, когда все другие ученики находились в страхе. — 2. Бесчувствие Иуды. — Зачем в сонме учеников был кошелек. — 3. Беседа после тайной вечери. — Не чудеса, а человеколюбие составляют признак учеников Иисуса Христа. — Упреки, которые язычники делали христианам. — В чем ученики проявляли свое человеколюбие. — Язычники замечали пороки и недостатки христиан и делали их предлогом уклонения от принятия христианской веры.

БЕСЕДА 73. (на Ин. 13:36) 1. Живость и ревность ап. Петра. — Любовь ничто без благодати. — Предсказание падения ап. Петра. — 2. Иисус Христос, чтобы не опечаливать своих учеников, скрывал от них некоторые вещи. — Еще свидетельство о равенстве Сына с Отцом. — 3. Необходимо заботиться о смытии всех нечистот души. — Прежде всего их омывает крещение, затем милостыня. — Порок хищничества. — Делать милостыню из похищенного преступно. — Лучше совсем не делать дел милосердия, чем делать их из плодов хищничества.

БЕСЕДА 74. (на Ин. 14:8–9) 1. Единосущие Иисуса Христа с Богом Отцом. — 2. Власть и всемогущество Иисуса Христа. — 3. Должно следовать за Иисусом Христом и нести крест Его. — Жертвоприношение новозаветное неизмеримо выше ветхозаветного. — В чем состоит жертва христианина. — Подавление страстей. — Любовь к богатству и ее тирания. — Люди долго не знали золота и серебра, откуда рождается любостяжание. — О милостыне.

БЕСЕДА 75. (на Ин. 14:15–17) 1. Богу благоугодно, чтобы Его любили творения. — Против савеллиан и тех, кто отрицает Духа Святого. — 2. О величии силы Духа Святого в апостолах. — 3. Утверждение учеников Иисусом Христом. — 4. В чем Отец выше Сына. — 5. Сила, могущество и действенность Св. Духа. — Неестественность пороков. — Подчинение плоти духу есть наилучшее средство для приобретения вечных благ.

БЕСЕДА 76. (на Ин. 14:31–15:1) 1. Страх учеников пред смертью Иисуса Христа. — Притча о виноградной лозе и ее значение. — 2. Спаситель многое говорил применительно к своим слушателям. — Величие любви, ее непобедимость и польза. — Превосходные свидетельства о Его любви. — Против хищничества и алчности. — Зло, причиняемое богатством и алчностью. — Иисус Христос искупил нас, а мы служим маммоне. — Как достигнуть совершенства добродетели. — Похвала бедности.

БЕСЕДА 77. (на Ин. 15:11–12) 1. Можно ли отделить любовь к Богу от любви к ближнему. — 2. Иисус Христос утешает своих учеников. — 3. Последнее утешение — обетование Святого Духа. — 4 и 5. Различные способы утешения в скорбях. — Хотя добродетель трудна, но славны производимые ею плоды. — Увещание к милостыне. — Нужно довольствоваться необходимым. — Откуда происходит бесчеловечие к бедным? — Из алчности.

БЕСЕДА 78. (на Ин. 16:4–6) 1. Печаль имеет свою пользу. — Против духоборцев. — 2. Что значит: обличить «о грехе, о правде, о суде». — 3. Различие ипостасей или лиц, равенство лиц. — Валентиниане, маркиониты, аномеи. — 4. Сила единения и согласия. — Превосходство человеколюбия. — Человеколюбие укрепляется молитвой, совершением св. таин, назиданиями церковными.

БЕСЕДА 79. (на Ин. 16:16–18) 1. Утешение ученикам. — 2. Они получают от Отца все, чего будут просить во имя Сына. — 3–5. Как можно победить мир. — Смерть не делает человека смертным, а победа делает его бессмертным. — Сравнение воскресения с рождением. — Тление тела не препятствует воскресению. — Против мстительности. — Увещание к милостыне.

БЕСЕДА 80. (на Ин. 17:1) 1. Опровержение ариан и аномиан, порицавших божество Иисуса Христа. — 2. Сын Божий есть едино с Отцом. — 3. Мы можем приобщаться к славе Иисуса Христа по нашей способности, по нашей вере и делам. Блага, которыми мы владеем, не наши. — Мы все делаем для тела, и ничего для души. — С умножением потребностей умножается число слуг. Господин становится рабом своих слуг. — Истинная свобода состоит в том, чтобы не нуждаться ни в ком.

БЕСЕДА 81. (на Ин. 17:6) 1. Еще о равенстве и единосущии Сына с Отцом. — 2. Иисус Христос, приспособляясь к разумению своих учеников, поручает их попечению Отца, как будто сам не имел возможности защитить их. — 3. Не нужно быть младенцем в мудрости. — Нужно следовать совету апостола не только для того, чтобы приобресть разумение, но для того, чтобы праведно вести свою жизнь. — Не слушая небесного, большинство людей, подобно детям, увлекаются земным. — Грех любостяжания. — В чем состоит истинное богатство. — Увещание к милостыне. — Слава и действенность милостыни.

БЕСЕДА 82. (на Ин. 17:14) 1. Ученики Христовы не от мира сего. — О равенстве Сына с Отцом. — 2. Иисус Христос призывает своих учеников к миру и единению, которые скорее привлекут к ним людей, чем чудеса. — 3. Никто не знает Бога, кроме тех, кто знает Сына. — 4. Должно веровать в Бога и любить Его. Бог дает нам случаи для делания добра. — Пороки христиан. — Они в церковь часто приходят только для того, чтобы поглазеть и показать себя другим. — Жестокость к бедным. — Видя зло, никто не старается устранить его; напротив, многие завидуют тем, кто делают его, и сердятся, что не могут сами делать того же.