Евфимий Зигабен

*) Слова Златословесного вместе с словами Феодорита: Мы на сей земле не жильцы, но пришлецы (странники); ибо, проведши жизнь на короткое время, мы переходим в другую жизнь. Но не все хотят понимать сие, гордясь настоящими благами, как постоянными и продолжительными; а кто изучился божественным предметам, тот знает, что сия жизнь временна, почему и называет себя пришлецом и молится о том, чтобы никогда не быть в неведении о божественных заповедях. Слова другого: почти так говорит: я не жил, как многие, и не занимался земными предметами; почему и не прошу о чем либо земном, но токмо о том, что и Тебе приятно дать, и мне полезно иметь; a сие состоит в том, чтобы Ты не скрыл от меня заповедей Твоих, которые для многих сокрыты. Но для тех, которые странники на земли, Бог, по Феодориту, не скрывает заповедей своих, но открывает по справедливости, как таким, которые и желают и могут исполнять их. Итак, если мы не желаем, чтобы закон Божий был сокрыт от нас; то не должны мыслить о настоящем, как о постоянном.

20. Возлюби душа моя возжелати судьбы, Твоя на всякое время. Сильно, говорит, возлюбила душа моя то, чтобы иметь постоянное желание судов и заповедей Твоих, Господи. Много, говорит, возлюбил (иметь) желание судов Твоих, Господи; почему я и желал во всякое время, то есть пламенно любил их. Или можно понимать и так: любит сильно душа моя суды Твои во всякое время, почему и желаю их, или имею желание к ним. *)

*) Фeoдopuma: Многие желают судов Божиих, и стремятся к царству небесному, но не пламенно, не всегда, но иногда находят удовольствие в судах, т. е. в повелениях Божиих, или судах о каждом, а иногда следуют плотским страстям. Но пророк сильно желает иметь желание к ним постоянное, когда говорит: сильно любит душа моя иметь желание судов Божиих, и не насытимо делает сие ночью и днем. Оригена: Не только пожелал (?????????), но и возлюбил желать, притом желать во всякое время. Феодора: Из желания судов Божиих может произойти мужественное и благоразумное перенесение всего не только приятного, но и трудного и неприятного и постоянное желание всякого хорошего действия.

21. Запретил ecu гордым (сказав): прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Ты, говорит, Господи, в книги закона Твоего угрожаешь наказанием тем, которые, по гордости своей, презирают закон Твой. Или Ты проклял их, как говорит далее, поелику написано: проклят всяк, кто не пребудет во всех словах закона сего, чтоб исполнять их (Вт.27). *)

*) Слова Дидима: Где заповедь, там может быть и уклонение. Ибо заповедь Господня пряма. Итак, не тот только проклят, кто отступил от заповеди, но тот, кто хотя несколько уклонился от нее. Златословесного: Дух Святой ясно гласит: прокляты уклоняющееся от заповедей Твоих. Итак, убоимся, братие, чтобы не постигло нас проклятие от Святого Духа; станем беречься, чтобы, называя других проклятыми, мы сами не подверглись сему своим собственным, уклонением чрез врагов Божиих. Евсевия: Мать преступления закона есть гордость; она то не позволяет повиноваться повелению Божию; таков например был тот некоторый народ, который говорил: иметь над нами власть не позволим и не придем к Тебе более (Иереем.2, 31).

22. Отыми от мене поношение и уничижение; яко свидений Твоих взысках. Отними, говорит, Господи, от меня поношение и уничижение, причиною которого было прежде мое нерадение и тот грех, за который поносили и презирали меня мысленные враги мои, бесы. Или сказал: отними, вместо:, отрази от меня поношение и презрение сие и не попускай, чтобы сие приключалось мне, когда враги мои победят меня. *)

*) Феодорита: Давида поносил Навал, называя его рабом, беглецом и Семей поносил его же, по учинении им грехa, a равно и Гефяне; почему с чувством скорби просит об омытии сих поношений; потому что он усердно искал свидетельств Божиих. Дидима: Грехи стоят поношения; почему и в день воскресения грешники восстанут в поношение и в стыд вечный, как говорит Даниил. Посему кто по учинении греха приносит достойное покаяние, тот, по словам Исихия, может сказать Богу: не признай меня достойным поношения и уничижения. Афанасия: И нечестивые во время гонения поносили святых, от лица которых пророк просит заступления, чтобы тщетными сделались поношения против них чрез победу и торжества их над злоумышленниками. По словам же Дидима, уничижение бывает двоякого рода; ибо и уничиженное мира сего избрал Бог, и пред Ним уничижен поступающий лукаво. Но я презираю уничижение, которым уничижают меня неразумные люди за то, что достойно не уничижения, но чести; но убегаю того уничижения, которому предается лукавнующий.