Евфимий Зигабен

23. Ибо снедоша князи (начальствующие) и на мя клеветаху; раб же Твой глумляшеся (углублялся умом) во оправданиих Твоих. Те, говорит, враги мои обвинили меня, ругаясь надо мною за то, что я часто поучался закону Твоему; но я еще более поучался ему, зная, какая выгода и польза от сего поучения. А под начальствующими можно разуметь начальства и власти и миродержцев темных века сего, т. е. бесов. *)

*) Феодорита: Неправедно начальствующее суть клеветники Давида: Саул, Авенир, Ахитофел, Авессалом и другие, смеявшиеся над упражнением его в законе. И каждый святой может сказать, что темные начальники составляют против меня совета; а к раб Твой, которого Ты искупил честною своею кровию, размышлял о божественных Писаниях. И вообще сказать: поелику за всеми добрыми обыкновенно следует зависть; то необходимо, чтобы и на того, кто посвятил себя занятию испытания Слова Божия, восставали с завистью не маловажные, но начальствующие и злоумышляли на него не за что-либо другое, как только за неделание ими того, что в виду их делает он.

24. Ибо свидения Твоя—поучение мое есть, и совети мои— оправдания Твоя. У врагов, говорит, моих другие вещи составляют пустой предмет поучения и заботы; а мое поучение и мой совет составляют закон Твой, Господи. *)

*) Слова Феодорита: Отринув всякое человеческое внушение, последую Твоим наставлениям.

25. Прильпе земли душа моя; живи мя (дай мне жизнь) по словеси Твоему. Едва, говорит, я не прилип долу к земле, т. е. весьма смирился: почему и прошу, чтобы Ты дал мне жизнь по закону твоему. Или я прилепился и пристрастился к земным вещам и прочее. *)

*) Другой говорит: Говоря сие, Давид показывает единение души с телом, взятым из персти земной. А за сим, по Феодориту, выражает и великое и добровольное смирение свое, вид которого принял на себя за свои грехи, надеясь получить чрез оное жизнь, по слову Бога, возносящего того, кто смиряет себя. А по словам Безименного, пророк быть может исповедывается касательно своей души, что она прежде чрез падение в злословие оставила было обязанность прилепляться к Господу, и по причине оного прилепилась к земле, пристрастилась к земным предметам, и унизила естественную свою высоту и достоинство; ибо всякая согрешающая душа привязана к персти. А в законе сказано: в след Господа Бога Твоего ходи, и к Нему прилепляйся. Феодора: Псалмопевец здесь выражает смиренномудрие и плод оного: ибо когда кто по смирении своему прилепится к земле, говоря с Авраамом: я есмь земля и пепел, тогда, по слову Божии, будет жить, т. е. в том блаженстве, о котором сам возвестил в Евангелии: блаженны нищие духом, ибо их царствие небесное. Оригена: Ныне душа прилепилась к земле, и сделалась перстию; а в воскресение плоть прилепится к душе, и будет как душа, которая, прилепившись ко Господу, в воскресение будет с ним один дух, и самое тело будет духовно; а это согласно с следующими словами: смирилась в персть душа моя; прилипло к земле чрево наше.

26. Пути моя возвестих, и услышал мя ecu. Научи мя оправданием Твоим. Я, говорит, открыв Тебе, Господи, грехи мои, просил прощения в них, и Ты услышал меня: ибо говори, как написано, ты о беззакониях твоих первый, чтоб оправдаться (Исаии 43, 26). И потому на будущее время научи меня точнее и основательнее заповедям Твоим, чтобы мне не согрешить опять. *)