Евфимий Зигабен

*) Opuгенa: Первого просит у Бога; а второе обещается приложить от себя. Ты, говорит, Господи, поставь мне в закон путь оправданий Твоих; а я во все время жизни моей посвящу себя прилежному исканию Его. Феодора: Поелику путь оправданий не может быть найден в короткое время, то посему сказал: буду искать не два, или три дня, и не десять, но всегда. Ибо едва ли достаточно будет для меня все время сей жизни.

34. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. Дай мне, говорит, Господи, разумение и просвещение от Духа Твоего, чтобы чрез сие просвищение я мог испытать закон Твой прилежно и внимательно и, постигнув его в точности, мог беспрепятственно хранить его. В другом месте мы уже сказали, что хранение законов есть действие по нему и исполнение его в делах. *)

*) Фeoдopuma: И Господь дал повеление: испытайте Писание. Но для испытателей нужно озарение свыше, чтобы могли найти искомое и хранить постигаемое. Аполлипария: Если же для испытания закона требуется разумение, то какого рода разумения от Бога требуется для того, чтоб найти конец (т. е. закона). Феодора: Когда, т. е. уразумею то, что в нем сокрыто, уже не устами буду хранить его, но и в мысли и всем сердцем, как необходимый залог.

35. Настави мл на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Укажи, говорит, мне, Господи, стезю заповедей Твоих: потому что Ты, Боже, наставляешь в них тех, которые имеют ревность поступать по ним, где стезею (??????) называет путь заповеди; поскольку она не нова и не необыкновенна, но древняя и обыкновенна, и проложена (??????????) столь многими праведниками ходившими по ней.*)

*) Афанасия: Словом: ?????? (стезею) называется ?????????? ???? (тертый путь), которым ходили многие праведники прежде нас. Но если кто не возьмет в путеводители праведника, не может идти по заповедям Божиим. Ибо мы должны подражать Христу и брать крест и последовать за Ним. Дидима: Когда мы пожелаем пути заповедей Божиих, т. е. когда изберем делание добра, тогда можем иметь наставником своим Бога, чтобы не блуждать, совратившись с него, и не погрешать. Хорошо назвал стезею, чтобы ты знал, что он не необыкновенен и не чужд, но, как по нему ходили многие, т. е. праведники, он углажден и сделался явным для желающих ходить по нему.

36. Приклони сердце мое во свидиния Твоя, а не в лихоимство. Обрати, говорит, Господи, сердце мое к заповедям Твоим, содействуя ревности его благодатью Твоею и не попусти ему обращать любви своей к приобретению богатства, и побеждаться вещами мира сего. Здесь заметь, читатель, что божественный Давид всего ищет у Бога, и удаления от зол, и любви к добру, чем научает нас, что Бог совершает все; как и говорит, что без Меня, не можете делать ничего (Иоан.15, 5). И это должно быть для тебя всеобщим правилом (изъяснения) при всех подобных словах, излагаемых Давидом в настоящем псалме. Впрочем Бог помогает не всем, но только тем, которые достойны того, и которые и сами от себя избирают и исполняют, что могут. *)

*) Слова Златословесного с словами Феодорита: Как вода по своему свойству бежит вниз и если найдет какой либо проход, вся входит туда; так и природа человеческая, после того, как диавол открыл себе в ней путь ко греху, расплылась на худое. Таким образом надлежало быть и пристрастию к приобретению имущества, так что чрез сие многократно уничтожалось и самое произволение, будучи побеждаемо сею страстью. Посему прилично пророк молится о преклонении сердца его к Божиим свидетельствам и чтоб ему не испытать стремления к противному; так как мысль у человека от юности его поспешна на зло, как написано. Оригена: Но, быть может, скажет кто либо: если все относится к Богу, то что будет принадлежать нам? где наше самовластие? Итак, да знает таковой, что по внушению пророка, к Богу относится благоволение Его и подаяние благоуспешности в добрых дедах; а в твоей власти стремление к добру и отвращение от зла; почему таковою молитвою не уничтожается произволение, так что мы просим о даровании нам того, что принадлежит Богу и вместе с сим совокупляем и свое.