Евфимий Зигабен

39. Отеми поношение мое, еже непщевах (которого опасаюсь подозревая), яко судьбы Твоя благи. Отними, говорит, Господи, от души моей то поношение, которое причинено мне сделанным мною грехoм, ибо сего-то поношения я опасаюсь, подозревая бесов в намерении их причинять мне оное в день суда. Или отними то поношение, в которое, как подозреваю, будут ставить мне враги и наветники мои терпимое мною изнурение, потому что Ты судишь праведно, и знаешь, что я уже покаялся в том грехе моем и уповал на Тебя и всецело посвятился Тебе. *)

*) Слова Исихия: Все праведники ожидают поношения от грешников, которым они обыкновенно подвергают их, если хотя в малом чем-нибудь они погрешают против добродетели: но Бог по благим и человеколюбивым судам своим не презирает поношения их, но очищает их с исправлением, если хотя немного погрешать в чем-либо. Безименного: Когда, говорит, поносят меня ради Христа, то сие поношение не относится ко мне, но ко Христу; а когда поносят меня за грехи мои, тогда я обязан говорит: отними поношение мое от меня, которого я боялся. Далее не сказал, что суды Твои я сохранил (ибо кто согрешил, тот не сохранил: почему и поносим был); но что суды Твои благи (слова Феодорита): Ибо Ты не только угрожаешь согрешающим наказанием, но и кающимся обещаешь спасение. Ибо суды Божии называет постановлениями праведными.

40. Се возжелах (вожделенны для меня) заповеди Твоя; в правде Твоей живи мя. Алчу, говорит, и жажду заповедей Твоих, Господи; почему оживотвори меня правдою Твоею. Это согласно с выше сказанным: путем Твоим оживотвори меня. *)

*) Феодора: Поелику, говорит, пожелал заповедей Твоих, то посему оживотвори меня, по Твоей правда, и воздай мне, как не только исполнившему заповеди, но и имеющему любовь к ним: почему исполняю их не ради чего либо другого, но ради их самих. Правдою Твоею оживотвори меня, т.е. дай мне жить добродетельно, или ожить во Христе; так как Бог Отец оживотворяет нас своею правдою, которая есть Христос.

41. И да придет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему. О если бы, говорит, пришла на меня милость Твоя и спасение Твое, Господи; так как следствие милости, по словам Феодорита, есть спасение; при том пришла по слову и обещанию Твоему. Ибо Ты обещал в законе Твоем придти и спасти хранителей Твоих заповедей, ибо творящий, написано, милость любящим Меня и хранящим повеления Мои в тысящи (Исх.20,6).*)

*) Златоуст с Феодоритом говорит: Все нуждаются в человеколюбии Божием; и кто достиг самого последнего края добродетели, и тот имеет нужду в оном непрестанную; поелику как грешники, так и ведущие добродетельную жизнь пользуемся милостью Божиею. Феодора: О если бы пришла на меня милость Твоя по слову Твоему, а с милостью Твоею и спасение Твое, чтобы, быв помилован от Него, я получил спасение. Ибо цель милостыни Господней есть спасение: почему прилично молится не о спасении прежде, а потом о милости, но на оборот: не столько, говорит, я спасаюсь за упомянутая дела, сколько по Твоей милости и даром.

42. И отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. Тем, говорит, которые будут укорять меня в страдании за добродетель и хранение заповедей Твоих, буду ответствовать следующее слово, что я уповал на слова Божии, имея в виду те обещания, что Бог дает много благ хранящим заповеди Его; почему и страдаю и подвергаюсь бедствиям и храню заповеди Его, питаясь добрыми сими надеждами. *)