Евфимий Зигабен

*) Слова Оригена: Я, говорит, никогда не говорил опрометчиво, не подумавши прежде, говорить ли MHЕ, ИЛИ молчать; и ничего не делал торопливо, не обдумав, прилично ли это дело. Я все делал рассудительно, и посему обращал ноги мои к свидетельствам Твоим. Феодорит сказывает, что и еврейская Псалтирь и Семидесяти в шестистолбцовом и другие переводы заключают в себе чтение «о путях моих».

60. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Я, говорит, был готов и оказался усердным к хранению заповедей Твоих, Господи; почему я не смущался строгостью и трудностью сих заповедей, каковая представляется в них нерадивым и ленивым; потому что предусмотренное и наперед ожидаемое что либо бывает гораздо удобоисполнимо и легче. Или, говорит, то, что я не смущался, когда бесы и искушения напали на меня; потому что я наперед знал, что они будут постигать меня, почему я и приготовился ко встрече их. *)

*) Златоуста вмести с Феодоритом: Приготовясь к приключениям зол, от внезапного сего стремления оных я не подвергся волнении; ибо по словам Феодорита, с приготовленною мыслию, я мужественно перенес беДСТВИЯ, которые наперед себе воображал, что они имеют случиться со мной: ибо, зная сказанное: чадо! когда приступаешь служить Господу Богу, то приготовь свою душу к искушению, и размышляя всегда о сем по причине нападения завидовавших пути Божию, или искушений, я не смущался. У Евергетидийца сии слова приводятся препод. Зосимою так: я приготовился и не смущался; ибо начало, например, победы над гневом есть то, когда кто хотя и возмущается, не говорит ничего; так как из удержания языка может произойти то, что и вовсе не будет возмущаться в сердце от гнева. Так и авва Моисей, когда в первый раз был уничижаем отцами, хотя и возмущался, ничего не говорил; почему во второй раз быв оскорблен принадлежавшими к клиру, нисколько не возмутился.

61. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Верви демонов, которые суть грешники, по словам Феодорита, суть злые помыслы, посредством которых они силятся искушать подвижников. Сии-то, говорит, верви злых духов—злые помыслы обвились около меня; но не смотря на сие я не забыл закона Твоего; но страхом к закону твоему, как мечем, я рассек сии верви и таким образом избавился от них. *)

*) Феодорита: Вервиями называет ухищрения бесов и людей, от пленения взяв повод к такому образу выражения. Так и Исаия выразился: горе привлекающим грехи к себе как долгим вервием (почему и некоторые из отцов—учителей трезвения называют бесов веревочниками по причини сплетений, хитростей и злоумышлений, сплетаемых ими на людей). А Ориген вервиями называет сплетшиеся и непрерывные грехи; потому что те, которые сделали один грех, бывают принуждены плесть для него и другой, как например Давид по причине прелюбодейства присовокупил к нему и убийство; Каин по причине братоубийства соединил с оным ложь. Впрочем хотя они и сплелись около первого, но он, говорит, не забывал закона Божия, без сомнения потому, что обращаясь к покаянию он расторгал вервь грехa.

62. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея. Я, говорит, вставал в полночь, когда злые демоны воюют против людей преимущественно, одних поощряя к размышлении и воображении злых дел, а других к самым грехам. Или говорит так, что когда сладкий сон, покрывает глаза, тогда я вставал с одра моего, чтоб исповедоваться, т. е. благодарить за праведные суды Твои, так как Ты положил оные в закон, промышляя о нас—людях, для того, чтобы мы боясь оных, жили в целомудрии и не подвергались козням за грехи свои. Или я вставал от сна для исповедования пред Тобою грехов своих по причине праведных судов Твоих, т. е. боясь оных. *)

*) Феодорита: Не днем, говорит, только, но и ночью—в самую полночь. Когда сон с большим удовольствием находит на людей, я восхвалял Тебя и прославлял праведные суды Твои (и это не однажды, но каждую полночь, находя сие время способным к молитве, потому что днем связывали меня заботы); тоже и божественный апостол Павел делал вместе с Силою; ибо будучи связан и имея ноги забитые в колоду по претерпении биения и ран, он соединял песнопение с молитвою и получил пользу от сего доброго бдения, удостоившись божественной милости.