Евфимий Зигабен

63. Причастник (соучастник) аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя.

64. Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя. Я, говорит, соучастник, то есть сообщник боящихся Тебя, Господи, и хранящих заповеди Твои; так как и я имею такой же страх, как и они, и подобным образом храню заповеди Твои, иначе сказать, и я один из числа их. *) Далее, Ты, Господи, оказываешь милость всей земле, питая всех и промышляя о всех и долготерпя ко всем; посему, как изъясняет Феодорит, помилуй и меня и научи меня оправданиям Твоим в высшей степени и вернее. Хотя и сам Давид получал милость от Бога вместе с прочими; но он так сказал для того, чтобы слово свое сделать более пламенным. **)

*) Дидима: Участником Христовым быть может тот, кто совершен, как сказано: мы сделались причастными Христу. А вводимое здесь лице говорит, что оно есть участник боящихся Господа и не только боящихся, но и хранящих из страха к Богу заповеди Его. Признак же страха Божия есть хранение заповедей. Итак, под участником мы должны разуметь друга и сообщника (так как и сирский перевод, по словам Феодорита, вместо причастник, содержит: друг). Посему и Екклезиаст сказал: когда падут, один поднимет участника своего (Екк.4, 10). Итак, он хочет сказать следующее: я друг и сообщник боящихся и хранящих заповеди Его. Так и Феодорит говорит: я имел сообщниками и товарищами тех, которые дорожат страхом Твоим и желают жить по закону. То же сказал и в другом псалме: мне весьма честны друзья Твои, Боже! Безименного: Есть и такие, которые хранят заповеди более, нежели из страха; это те, которые исполнены любви, причастники любви Божией.

**) Евсевия: Когда ты увидишь множество согрешающих, нечестивых, неправду говорящих на высоту, и помыслишь о долготерпении Божием к таковым грехам, что Бог и после всех столь важных преступлений повелевает солнцу своему светить на злых и добрых и идти дождю на праведных и неправедных; то ты тогда скажешь: милости Господней полна земля. Оправданиям Твоим научи меня.

65. Благость (милость) сотворил ecu с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему. Ты, говорит, Господи, благодетельствовал мне рабу твоему; так передает и Симмах. По слову Твоему, т. е. написанному в законе, что угождающие Тебе будут облагодетельствованы. Или, по слову Твоему, значит то же что: по приличию Тебе. Давид благодарит Бога, как надлежало, поелику был облагодетельствован Богом. *)

*) Дидима: Из сего учащийся божественному закону научается не быть бесчувственным к дарованному ему Богом благо деянии и знать, что по благости Божией к нему он удостоился быть рабом Божиим и благодарит за оказанные ему благодеяния, а выражение: по слову Твоему, означает, что благость Господня бывает с разумом и с целью разумною.

66. Благости и наказанию (исправлению) и разуму (знанию) научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Научи, говорит, меня, Господи, чтобы мне иметь благость к единоплеменникам и единоверным со мною, и исправление, по словам Дидима, в деятельной добродетели, а знание в созерцательной. Итак, вразуми меня для самых добродетелей; потому что я веровал заповедям Твоим, верил, что они могут вразумить меня. *)

*) Златословесного вместе с Феодоритом: Пророк знал пользу от исправления, и что Владыка, по человеколюбию к людям, употребляет оное; почему он просит о том, чтоб и ему удостоиться оного. Ибо по благости своей Бог подвергает исправлению (наказанию), а исправление доставляет знание. Так и Иеремия просит: исправь нас, Господи, однако же судом, а не яростью. Так и больной, желая здоровья, умоляет, чтоб употреблено было (врачом) и сечение посредством инструментов и жжение. По изъяснению же другого, благость есть истинное разумение произведений Божиих, исправление, умерeние страстей, а знание есть созерцание святой Троицы. А если угодно, под благостью можешь разуметь любовь, а под вразумлением смирение, наконец под знанием—разумение божественного Писания. И это, по словам Безименного, имеет сходство с следующими словами: пожелав мудрости, соблюди заповеди (Сир. 1, 25).