Евфимий Зигабен

*) Кирилла: Справедливо просить милости, поелику и сам от себя исполняет сие, т. е. новый народ, не смотря на смирение свое, или искушения, рассуждая о законе, разумеется, евангельском. Ибо мы уже заметили, что сей псалом относится к лицу нового народа. Феодорита: Почитает себя мертвым, как лишенного благоволения Божия. Потому-то и просит как бы оживления божественным человеколюбием.

78. Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя; азь же поглумлюся (углублюсь мыслью) в заповедех Твоих. Пусть, присовокупляет, Господи, постыдятся гордые, быв побеждены и не имея успеха ни в чем, где гордыми называет выше означенных, т. е. бесов и презрителей закона Божия. Ибо они не справедливо грешили против меня, противясь мне по одной зависти своей. 2)

*) Феодорита: Не проклинает чувственных врагов, но с силою молится о них: потому что стыд по причине грехов производит спасение. Феодора: Пророк молится о них: ибо кто согрешает, тот доколе не чувствует того, что он грешит, дотоле не стыдится; а когда придет в чувство своих грехов, тогда начинает стыдиться. Итак, придут, говорит, в стыд и познают, что они несправедливо преступали закон против меня. Синесия Киринейского: но и стыд есть, по крайней мере, вторичное благо. Ибо быть без грехa свойственно Божескому естеству и существу, а стыдение по причине не хороших дел можно называть целомудрием

79. Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя. Если, прибавляет, здесь иногда уклонюсь от заповедей Твоих, то пусть возвратят меня на прямой путь те, которые боятся Тебя, Господи, и знают слова Твои. *)

*) Афанасия: От твоих рабов да получу наставление. А таковое будет, когда сделается способным к обращению душ по причине изобилования страхом Твоим. Феодорита: Поелику, говорит, он стал далеко от лика праведных за грех и все они подобно Богу отвратились от него, то он просит, чтоб опять соединен был и получил общение с ними. Оригена: Пророк желает, чтобы боящиеся Бога обратились к нему и усвоили его себе, чтоб он мог сообщить им находящееся в нем.

80. Буди сердце мое непорочно в оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Да будет, говорит, Господи, сердце мое совершенно и непорочно чрез постоянное упражнение в оправданиях Твоих и очищение страхом Твоим, дабы по сей причине мне не постыдиться, сделав какое либо худое дело, достойное стыда и посрамления. *)

*) Феодора: Все грехи достойны стыда. Итак, доколе сердце несовершенно, много нужно заботиться и трудиться, чтобы оно как-нибудь не ослабело и не сделалось хуже прежнего. Но когда достигнет крайнего совершенства, то уже утвердившись чрез навык в добродетели, более не имеет опасности постыдиться. Потому-то и в самом начале псалма называет блаженными непорочных, а это согласно с следующим: сердце чисто создай во мне, Боже!