Евфимий Зигабен

*) По словам Афанасия, Василя и Кирилла, слово здесь не есть слово прекращающееся, но, по словам псалмопевца, пребывающее во век, и мне кажется, пророк, как говорит Феодор, касается высших предметов. Знаю, говорит, что Твое Слово, которым Ты сотворил все, находящееся горе и на небе, пребывает во век веки. Посему он упоминает о присносущном Слове Отца, бывшем в начале и об устроении всего; и явно называет всю тварь работающею Ему. Слова Феодорита, согласные с Афанасиевыми, показывают, что Ангельские соборы, обитающие на небе, сохраняют Божественный закон, и чужды всякого преступления. Оригена: Если хочешь точнее рассмотреть сказанное здесь пророком, то исследуй все небесное и земное. Солнце с своим светом не делает никакого преступления, но ненарушимо сохраняет течение свое. Воззри и на пути, порядок и изменения луны; после сего взойди и к прочим звездам и к прочей твари и ты найдешь, что все управляется словом Творца. Дидим: Хорошо сказал: во век, а не во век века. Ибо после сего века небо и земля прейдут. А родом и родом Феодорит и Безименный называют один иудейский, а другой—языческий. Ибо когда первый—иудейский род отвергнул истину, и сказал: возьми Его от земли, тогда сия истина от оного рода перешла к сему роду.

91. Учинением (по устроении) Твоим пребывает день, яко всяческая работна Тебе. По Твоему, говорит, Господи, распоряжении и повелении продолжается день, храня тот порядок, который Ты устроил; а такового продолжения причиною не только то, что небо и земля и день суть Твои слуги, но и ВСЕ твари вместе; почему они повинуются и повелении своего Владыки, как подчиняются своим владыкам и словесные слуги. *) В высшем смысле сии слова значат то, что слово Твое всегда пребывает на небе—в Ангелах: сильны, говорит, крепостью, творящие слово Его (Псал.102, 20). Далее и истина Твоя пребывает как в роде ветхого закона (завета), так и в роде нового евангельского закона; так как в том и другом законе слово Божие признается истинным. Ты основал землю, по словам Оригена,—церковь и утвердил ее верою в Евангелие; ибо церковь прежде была землею, поскольку рассуждала о земном и занималась земным; почему она и пребывает, и как Ты устроил ее, и многие искушения, устремившись на церковь, не победили и не превозмогли ее; так что врата адова не преодолеют ее (Матф.16,18). День же пребывает, сказано о свете благочестия, который воссиял чрез евангельскую проповедь и не превращается и не уничтожается от силы врагов—бесов и людей, что, очевидно, Давид говорит пророчески.

*) Феодорита: Ибо все служить Тебе и повинуется Твоему мановению: поелику Ты— Творец всех, а дело Творца служебно.

92. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Если бы, продолжает, и я не был освобожден от искушений за то, что я постоянно упражнялся в законе Твоем, то, без сомнения, я умер бы от смирения, т. е. от страдания, которому я подвергся во время нападения на меня сильных искушений. *)

*) Златословесного с Феодоритом: Это мог говорить всякий благочестивый во время приключения ему бедствий, и Иосиф, избежавши рабства, любодейства и клеветы, и Даниил, когда ему запрещено было молиться, и победоносные мученики, перенесшие различные роды наказаний. Без сомнения и блаженный Давид сказал сие, когда изгнан был Саулом и принужден был жить у иноплеменников и врагов; ибо он сделался участником в нечестии, если бы, скитаясь, не упражнялся в божественном законе. Аполлинария: Время искушений и бедствий называется смирением. Итак, блаженному мужу свойственно находиться в смирении и не погибать. Например, меня постигло искушение —свидетельство (мученичества): если закон Божии до моего падения был постоянным моим занятием, то пришедши в смирение и подвергшись искушению мученичества, я не погибну. Так прилично говорит и при всяком искушении: ибо, во время брани со мною злых помыслов и враждебных сил, я погиб бы, если бы Твой закон не был для меня подкреплением.

93. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя ecu. Во весь, прибавляет, настоящий век я не забуду заповедей Твоих, Господи, поелику Ты по причине оных оживотворил меня угнетенного искушениями. И я освободился от искушений за то, что постоянно упражнялся в Твоем божественном законе *)

*) Златословесного: Счастлив тот, кто возносит глас сей с истиною к Богу, и живет в мире сем оправданиями Его. Ибо грешник не может сказать: во век не забуду оправданий Твоих, как преступник заповедей Божиих. Феодорита: Пророк, наученный опытом, говорит, что Твои оправдания рождают жизнь, и я сохраню память о них незабвенною. Дидима: Как тот, кто получил выздоровление от великой болезни врачебными какими-либо пособиями, не забывает сих врачебных средств: так и сей святой, будучи оживотворен Богом посредством полученных от Него оправданий, говорит, что он во весь век не забудет оных, усвояя им то, что Бог ими оживил его, т.е. оживотворил, как сказано: человек, который сотворил их, жив будет ими, вместо: чрез них (Лев. 18, 5). Афанасия: В Твоих словах я найду жизнь. Посему один только праведник живет, хотя бы, казалось, он и умер; а неправедные мертвы, хотя, по-видимому, и живут. Первые бытие жизни сами по себе имеют в правде; а неправедные, не имея оной, подобны бездушным, движущимся не собою, но внешнею силою.