Евфимий Зигабен

*) Оригена: Кто делает беззаконие, тот не ходит по пути Господню; почему он и не беспорочен в пути. Безименного: Так называемые пути во множественном числе означают древний закон и пророков; а путем называется путь Нового Завета, т. е. Иисус Христос, который сказал: Я есмь путь; почему и Иеремия говорит: станьте на путях и спросите о вечных стезях Господних, и посмотрите, какой путь благий, и идите по нему (Иерем.6, 16).

4. Ты заповедал ecu заповеди Твоя хранити я зело. Ты, говорит, Господи, повелел в законе Твоем хранить его и проклинаешь нерадящих о нем: проклят, грозит Иеремия, кто творит дело Господне небрежно (Иep.48,10). Посему все христиане должны бояться дающего заповеди Бога и хранить их, по словам Феодорита, с великою осторожностью и со всею точностью, не преступая их совершенно ни в чем. *)

*) Феодора: Кто хранить заповеди крепко? Тот, кто не позволяет себе ни малейшего преступления в них; кто со всею силою и крепостью исполняет повеления.

5. Дабы (о если бы) исправилися nymиe мои, (чтобы) сохранити оправдания Твоя! Если бы, говорит, уравнялись пути жизни моей, чтоб я мог хранить заповеди Твои, Господи! Давид молится о хранении заповедей Божиих потому, что он знает, что никто не может исполнить ни одной заповеди без помощи Божией; так и Павел говорит: все зависит не от хотения, ни от подвига, но от помилования Божия (Рим. 9, 16). *)

*) Оригена: Его (т. е. Бога) начала и концы, ибо чтобы начать путь, мне нужна помощь, и чтобы кончить, также нужна помощь: ибо от Господа стопы человека исправляются. Смертный же, чтобы не уклониться с прямых путей и не ходить кривым путем, как может знать пути свои? Выражение: ?????? употреблено вместо: ???????. Ибо путь приготовляется тогда, когда уничтожаются препятствия, как сказано: возьмите преткновения с пути народа моего (Исаии 57, 14), например преткновение для божественного Давида была известная жена, и падение, по случаю виденного им; для другого, как например для Исава, представившаяся для услаждения его пища; для другого, как для Саула—слава; для иного же, как для Ахава —виноградник Навуфея. Ко всему тому требуется, чтобы сам Бог устранял сии препятствия и возбуждал усердие и любовь к добру. А кто надеется на самого себя, что он в состоянии совершать путь Божий, без содействия свыше, у того пути не исправляются.

6. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми (взирая) на вся заповеди Твоя. Когда, говорит, исправятся и уравнятся пути жизни моей, как сказано выше, тогда я не постыжусь; потому что я тогда буду наблюдать за хранением всех заповедей Твоих и буду исполнять их совершенно. Или можно разуметь и иначе: тогда я не останусь в стыде, когда буду наблюдать за всеми заповедями Твоими и буду хранить их вполне: потому что презрение и одной заповеди Божией производит стыд и осуждение от Бога. *)

*) Феодорита: Плод беззакония есть стыд. Так говорит и божественный Апостол: какие же вы имели плоды тогда? Такие, каких ныне сами стыдитесь. А те, которые исполняют заповеди, получают смелость от совести, ибо к которым кто не внимателен, за тем, по словам Никиты, и стыдится. И божественный Иаков сказал: кто сохранит весь закон, и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем. А кто все соблюдет, тот не постыдится тогда, т. е. в день суда; ибо не услышит: не знаю тебя. Итак, если от Бога будут исправлены пути мои; то я буду уверен, что не совращусь и не пойду мимо пути, и не постыжусь чрез падение.