Евфимий Зигабен

*) Так, по словам Златоуста и Феодорита, будучи оставлен, великий Илия пал в страсть робости и познал слабость человеческой природы; но скоро опять получил божественную благодать. Так и божественный Петр поползнулся и отрекся; но скоро Владыка утвердил Его. Напротив Иуда, лишившись совершенно Божия попечения, стал тотчас добычею диавола; оставлен был и божественный Давид, по учинении известного грехa, и пал в ужасные бедствия; но опять получил дерзновенный доступ к Богу; а Саул, потеряв оное навсегда, лишился благодати Божией и соединился с лукавым духом. Итак, хорошо говорит: не оставь меня весьма, и надолго. Ибо Ты верен, не попускаешь нам быть искушаемыми сверх сил.

9. В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Здесь Давид сам вопрошает и сам ответствует. Поелику юность бывает глуха и легкомысленна и удобопеременчива, то посему нужно ей хранить заповеди Божии; так как сие хранение заповедей может исправить жизнь молодого человека и сохранить ее.*)

*) Феодорита: Легкомысленна юность и скоро преклоняется на зло, как предающаяся волнению различных страстей; посему она имеет нужду в наставниках, которые бы направляли ее к тихой пристани, a сие произвольно Божию слову, могущему отвратить ее от противных путей, исправить и наставить на Божественный путь; и что бывает для взятого из стада жеребца узда и знаток в объезжании его, то для юношей Божие слово. Великого Василия вместе с словами Eвсeвия: Пусть научатся новые исполнители слова, еще слишком юные и еще не жившие по закону, для которых заповедь Божия нова и которых начинает колебать и смущать грех, (пусть научатся) исправлять свой путь; и на вопрос и недоумение, как это можно сделать, пусть, учась хранить слова Божии, отвечают в молитве и говорят Богу: исправляем путь жизни нашей, сохраняя слова Твои, заключающаяся в божественных Писаниях. Ибо будучи сохраняемы, они не позволяют юноше ходить путем кривым и дойти до того, чтобы быть вынужденным говорить: грехов юности моей не помяни. Ибо хорошо тому мужу, как говорит Иеремия, который возьмет на себя иго от юности своей, которому не будет сказано: чего в юности ты не собрал, то как можешь найти в старости (Сир. 25, 3)? А Исихий юнейшим называет языческий народ, ходивший до принятия веры путем кривым. Он-то исправляет путь свой хранением слов Божиих; ибо разумение Божия закона очищает и хранит всех. Поелику юность исполнена великой нечистоты, то посему она требует очищения; а кто ищет его, тот найдет способ к оному в хранении слов Твоих.

10. Всем сердцем моим взысках Тебе; не отрини мне от заповедей Твоих. От всего, говорит, сердца моего я искал Тебя, Господи, не разделяя его на попечения и удовольствия мира сего: посему и прошу Тебя не отринь меня от заповедей Твоих, как недостойного. Сии слова показывают смиренномудрие, которое охраняет совершенства и добродетели от похищения. Или, не отринь, говорит, меня от заповедей Твоих, к которым, согрешив однажды, я сделался холодным. Но и если я подвергнусь когда либо такой холодности, Ты опять согрей меня теплотою благодати и любви Твоей. *)

*) Златоуста вместе с Феодоритом: Многие ищут Бога, но не всем сердцем, а так, как бы это было постороннее дело и притворно, разделяя сердце не только на заботы о делах житейских, но и на неприличные похоти, которые, по словам Афанасия, и отвергаются от божественных заповедей, как неискусные воины; а кто любит Божии заповеди, тот посвящает Богу все свое сердце и получает оттуда заботливость. Другой говорит: Тот станет искать, кого Бог отвергает от заповедей своих. Итак, должно сказать, что у кого есть расположенность искать Бога всем сердцем, тому дано будет, при помощи Его, то, чего недостает в человеческой природе для исполнения при сем всех заповедей Божиих. А у кого нет расположенности искать Бога всем сердцем, но кто хотя и производит дела Божии, производит небрежно, у того отнимается и то, что он думал иметь по причине небрежного ислолнения дел Божиих.

11. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. Словами Давид называет здесь божественные заповеди. Заповеди Твои, говорит, Господи, я скрыл в сокровищнице моей, напечатлев в ней неизгладимую память о них, дабы, всегда смотря на них и вспоминая их, я не грешил; потому что заповеди Твои не позволяют грешить тому человеку, который, имея их в сердце своем, воспоминает их. *)

*) Посему и Господь сказал: имеющий, т. е. напечатлевший в сердце своем и всегда помнящий заповеди Мои, и соблюдающий их (Иоан.14, 21). Слова Феодорита вместе е Златоустовыми: Кто приобрел золото и дорогие камни, тот не полагает их открыто, но скрывает внутри сокровищниц и во внутренних комнатах, чтобы не попались в руки подкапывающих стены; так и тот, у кого есть богатство добродетели, скрывает оное в душе, чтобы чрез слух о нем, не расхитили его грабители души. Ибо если кто, по словам Никиты, не заключит заповедей Божиих в сердце, как в сокровищницах, то может придти лукавый и похитить их, как собирающие семена птицы—посеянное при дороге семя. Кирилла: Как не бесполезно для жизни всегдашнее памятование слов Божиих, так пагубно забвение их; почему Моисей пишет: и ты говори о них, сидя в дому, идя путем, лежа и восстая. А по Феодориту, сии слова научают и другому. Ибо не всем повелевает произносить Божии слова, как сказано: не давайте святыни псам; потому что, по словам Оригена, опасно не только лгать, но и возвещать истину, кому не должно; так как не должно бросать жемчужины пред свиньями (Матф.7, 6).