Толкование на книгу Бытия
И Бог был с отроком. Не одни благодатные, но и естественные дары — от Бога.
В лице Сарры, рождающей Исаака, Апостол указует нам образ нового, вышнего Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV. 26), то есть Церкви, обновленной и возвышенной воплощением Сына Божия. Плод сея матери есть, во–первых, сам Сын Божий, по воплощению первородный между многими земными братьями; потом — новое высшее образование общества верующих и, наконец, вселение Христа верою в сердца человеков (Εφ. III. 17). Посему в рождении Исаака могло быть предначертано: Рождество Христово, перерождение иудейства в христианство и возрождение христианина. Рождению Исаака предшествовали в продолжение нескольких лет предсказания, время от времени яснейшие, из коих последнее дано было его матери с означением приближающегося исполнения оного; рождению Иисуса Христа предшествовали пророчества нескольких веков, заключенные, пред самим зачатием Его, благовещением Ангела Богоматери.
Имя Исаака преднаречено в откровении до его зачатия. Равным образом и имя Иисуса (Лк. I. 31).
Предсказание о рождении Исаака Сарра приемлет с недоумением: неужели я подлинно рожу? (Быт. XVIII. 13). Благовестие о предстоящем рождении Иисуса приемлется Материю Его хотя не с таким же недоумением, но с подобным вопрошением: как будет сие? (Лк. I. 34).
Исаак рождается от бессеменныя по неплодству и старости.
Иисус рождается от Бессеменныя по девству неискусомужному.
Исаак есть единородный по матери, но имеет братьев от отца; Иисус есть единородный как по вечному Отцу, так и по земной Матери; но между тем имеет братий в целом роде человеческом.
Исаак–младенец гоним Измаилом, как соперник в наследии; Иисус–младенец гоним Иродом, как соперник в царствовании.
Исаак есть единственный наследник в доме Авраама.
Иисус есть наследник всего (Евр. I. 2) в великом доме Божием.
Во Исааке семя жизни и благословение всех народов; сия жизнь и сие благословение есть сам Иисус.
Всеобщее перерождение Церкви чрез христианство, подобно рождению Исаака, предшествуется неплодством и как бы старостью, в которых животворная сила Благодати казалась иссякшею и угрожала вышнему Иерусалиму совершенным бесчадием. Но торжествуй, неплодная, говорит Исайя (LIV. 1).
По плоти родившийся гнал духовного (Гал. IV. 29). Так ветхий Израиль — Израиля нового. Гонитель изгнан сам вместе с матерьюрабынею. Так синагога отвержена, и рабское иго закона удалено от чад свободных.
Все обетования, которые присвояла себе Церковь Иудейская, наследует христианская.