Толкование на книгу Бытия

пищею и питием. С сим примечанием согласуется известное у иудеев правило, что дух пророчества не свойствен человеку печальному.

Хотя дух пророчества, вообще, требует чистоты и умеренности, но что принятие пищи не воспящает его, сие видно из примера Вефильского пророка (3 Цар. XIII. 20). Потому, думают иные, что обыкновение требовало пред действием благословения, некоторого действия заслуги (Быт, XXII. 16. 17). Более счастливая догадка есть та, что Исаак, видев Исава, за недостатком ловитвы продавшего свое первенство, посредством ловитвы же хотел узнать, угодно ли Богу возвратить ему потерянное. Итак, требование ловитвы от Исава было требование знамения от Бога; и Бог ответствовал Исааку, только не точно тем знамением, которого сей желал; ответствовал медленностью ловли Исава и тайным Ревекке внушением о Иакове.

ХИТРОСТЬ РЕВЕККИ

5. Ревекка слышала, как Исаак говорил сие сыну своему Исаву. Итак, когда Исав пошел в поле достать и принести дичи, 6. тогда Ревекка сказала сыну своему Иакову следующее: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: 7. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я буду есть и благословлю тебя пред лицем Господа, пред смертию моею. 8. Теперь, сьш мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе. 9. Поди в стадо, возьми мне оттуда два козла молодых, хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, как он любит; 10. а ты понеси отцу твоему, чтобы он ел, дабы он благословил тебя пред смертию своею. И. Но Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, весь в волосах, а у меня тело гладкое; 12. может статься, ощупает меня отец мой; тогда я буду в глазах его обманщиком и навлеку на себя проклятие вместо благословения. 13. На сие мать ответствовала ему: я беру на себя проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и поди принеси мне. 14. Тогда он пошел, и взял, и принес матери своей; и его мать сделала кушанье, как любил отец его. 15. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; 16. а руки его и гладкую шею его обложила кожею молодых козлов; 17. и дала приготовленное ею кушанье и хлеб в руки Иакову, сыну своему. 18. Он вошел к отцу своему и сказал: батюшка! Отец же сказал: я, кто ты, сын мой? 19. Тогда Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и ешь, что я изловил, дабы благословила меня душа твоя. 20. Исаак спросил сына своего: как это так скоро нашел ты, сын мой? Он отвечал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. 21. Потом Исаак сказал Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав или нет? 22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему; а сей ощупал его, и сказал: голос, голос Иакова, а руки, руки Исавовы. 23. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, в волосах; и благословил его следующим образом.

Пред лицем Господа. То есть в присутствии Его, Его именем и от Него данною властью. Знаменательное сие слово выше опущено было по простоте, свойственной древним писателям.

Я беру на себя проклятие твое. Вместо сих слов Онкелос влагает в уста Ревекки следующие: мне сказано в откровении, что не приидет на тебя проклятие, сын мой. В самом деле, приемля на себя вину и опасные следствия предлагаемого Иакову действия, Ревекка чрез сие дает разуметь, что оно и невинно, и неопасно.

Основанием таковой уверенности ее долж>но полагать Божие о Иакове предопределение, его личное достоинство и недостоинство брата его и тайное при сем самом случае от Бога внушение.

class="postLine">Богатую одежду. Буквально с еврейского вожделенную. Иероним (Quaest. Hebr.) у раввинов занял мнение, что то была одежда священнодейственная.

Я Исав, первенец твой и проч. В сей речи толкователи находят троякую ложь и осуждают Иакова. Сам Иаков называет свой поступок обманом (12), равно как и Исаак (35). Однако Исаак не осудил Иакова, ибо не отнял хитростью похищенного благословения.

Некоторые стараются дать сему происшествию лучший вид чрез открытие в нем преобразовательного знаменования; но преобразование не переменяет истории, и характер лиц или деяний прообразовательный, который зависит от устроения Божия, не исключает суждения о характере нравственном, который от свободы человеческой. Фараон не потому достоин осуждения, что был образом отверженного князя тьмы; Иаков не потому прав, что был образом избранных и предопределенных благодатию.

Если что может объяснить и оправдать его поступок, то разве примечание нерешимости в Исааке, который для благословения Исава желал иметь знамение от Бога, уверенность в откровении воли Божией чрез Ревекку и, наконец, то, что Исав, правым или неправым образом, впрочем добровольно, с клятвою отрекся от первородства в пользу Иакова.

Как это так скоро и проч. Исаак удивляется скорости ловли, а Иаков, применяясь к намерению ловли, представляет скорость ее благоприятным от Бога знамением.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВУ