Толкование на книгу Бытия

Поднял громкий и весьма жалостный вопль. Исав вопиет и плачет о благословении, но уже поздно; и без веры, а с завистью и отчаянием, потому, как говорит Апостол, не обретает места покаяния (Евр. XII. 17).

Ищите Господа, пока можно обретать Его, и призывайте Его, пока он близок (Ис. LV. 6).

Неужели ты не оставил мне благословения? Сими словами признает и Исав, что благословение Исаака было не простое благожелание, но управляемое Богом и облеченное силою и действом, почему он и не просит приложения оного на себя, но только вопрошает отца своего: неужели благодатная в нем сила оскудела?

Вот, я поставил его господином и проч. Предсказание здесь представлено событием в знак достоверности (Иер. I. 10).

Что же я сделаю тебе, сын мой? Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благословению Исава: по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава; потому что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава; не потому ли еще, что сила благословения, которая как останок первоначального благословения Божия, облекшего человека властью и могуществом над всем миром, обитала в патриархах и посредством духовных общений переходила от предков к потомкам, что сия сила, единожды быв возбуждена верою и прелияна всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподавшем ее в прежнем образе и степени?

Будет в местах обитания твоего тучность земли и роса небесная свыше. Некоторые переводят сие место в знаменовании отрицательном: места обитания твоего чужды будут тучности земли и росы небесной свыше. Но и по первому переводу видно, что сие благословение менее подобного благословения Иаковлева.

Ты будешь жить мечом твоим. Таковы точно были Идумеи, по описанию Флавия [32].

Свергнешь иго его с выи твоей. Сие случилось при Иораме (4 Цар. VIII. 20).

ПОСЛЕДСТВИЯ

41. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: скоро придут дни плача по отце моем; тогда я убью Иакова, брата моего. 42. Когда Ревекке пересказаны были слова Исава, старшего сына ее, то она послала и призвала младшего сына своего Иакова и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя. 43. Итак, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, 44. и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, 45. пока пройдет гнев брата твоего на тебя и он позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю и возьму тебя оттуда. Ибо для чего мне в один день лишиться обоих вас? 46. Потом Ревекка сказала Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то что мне и в жизни? XXVIII. 1. Посему Исаак призвал Иакова, благословил его и заповедал ему, говоря: не бери себе жены из дочерей Хананейских. 2. Встань, поди в Падан–Арам, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей. 3. Бог же всемогущий да благословит тебя, и да возрастит тебя, и да умножит тебя, и да произведет от тебя сонм народов; 4. и да даст тебе благословение Авраамово, тебе и потомству твоему с тобою, да наследуешь ты землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму. 5. Таким образом, Исаак отпустил Иакова, и он пошел в Падан–Арам к Лавану, сыну Вафуила Арамлянина, брату Ревекки, матери Иакова и Исава. 6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и послал его в Падан–Арам взять себе жену оттуда, заповедав ему при благословении и сказав: не бери жены из дочерей Хананейских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей, и пошел в Падан–Арам; 8. и таким образом, увидел Исав, что дочери Хананейские не угодны Исааку, отцу его. 9. Тогда Исав пошел к Измаилу и взял себе в жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Неваиофову, сверх других жен своих.

Дни плача по отце моем. То есть кончина. Щадя старость отца, Исав отсрочивает преднамереваемое братоубийство. Ни слова о матери: он небрежет о ней, как о виновнице своего унижения.

Тогда я пошлю и возьму тебя оттуда. Сие не исполнилось. Конечно, жизнь Ревекки прекратилась скорее, нежели вражда Исава.

Для чего мне в один день лишиться обоих вас? Ибо сын убиенный и сын–убийца равно потеряны для сердца матери.

Я жизни не рада от дочерей Хеттейских. Ревекка утаивает от Исаака важнейшую причину, по которой нужно было удалить Иакова. Так любовь покрывает самые тяжкие грехи и старается отвратить зло, не возмущая невинных и не раздражая виновных.