Толкование на книгу Бытия

Между тем как Исав ищет ловитвы, дабы заслужить отчее благословение, Иаков, по наставлению матери, коей Бог открыл судьбы свои, облеченный в одежду первородного, предвосхищает оное. Между тем как плотский Израиль мнит внешними делами закона приобрести земное благословение Божие, Израиль духовный, предводимый Благодатью, облеченный в одежду заслуг и правды Перворожденного всей твари, благословляется благословением духовным, превыше небес, во Христе (Εφ. I. 3).

Меч брани и продолжительное рабство достается в наследие отверженному Исаву. И плотскому Израилю, со времени его отвержения, оставался только меч крамолы, внутреннее рабство и внешнее унижение.

Отверженный Исав ищет смерти Иакова; но сей удаляется и спасается. Отверженный ветхий Израиль восстает на истребление нового; но Бог скрывает сего в тайне своего селения и потом возносит в силе и славе.

Во–вторых, как апостол прилагает образ Исава, в частности, к каждому человеку, служащему плоти, так равно Иаков есть образ каждого духовного и внутреннего человека.

Удовольствие плоти есть пища, за которую мы отдаем наше первенство и благословение Отца небесного.

Плотские хотят быть ловцами своего блаженства, и, ристая вне, теряют оное внутри. Духовные предают себя водительству благодати и, не выходя из дома, таинственным и непостижимым, но кратким и верным путем достигают непреложного и вечного благословения Отчего.

Часто духовные не познаются по рукам или делам и внешнему образу жизни, которые могут иметь наружность рук Исавовых. Но голос Иаковлев, единый всеобщий дух и язык обоженных душ, никогда не изменяется. Может быть, Бог нередко видит и благословляет Иакова под наружностью Исава.

Вражда и мщение — пища плотских; молчание и бегство — оружие духовных.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИАКОВА В МЕСОПОТАМИЮ. Б. XXVIII. 10. — XXXIII

Повествование о путешествии Иакова в Месопотамию включает в себя следующие частные предметы: напутствующее откровение (XXVIII. 10–19); обет Иакова (20–22); нечаянное, но предуготовленное Промыслом вступление в дом Лавана (XXIX. 1 — 14); два супружества Иакова (15 — 30); плоды сих супружеств (31 —XXX. 24); основание Иаковом собственного домоводства при содействии Промысла (25 — 47); отшествие Иакова из Месопотамии (XXXI. 1—21); преследование Лавана, распря за идолы и завет мира (22 — 55); откровение ободряющее (XXXII. 1,2); опасение Иакова со стороны Исава (3 — 23); откровение — борьба с Богом (24 — 32); свидание с Исавом (XXXIII. 1 — 16); вступление Иакова в землю Ханаанскую (17 — 20).

По отношению сего повествования к предыдущим и последующим, в нем открывается то, каким образом Бог сквозь препятствия и опасности благопоспешно вел Иакова к событию данного ему от Исаака благословения и откровения небесного (XXVIII. 15) и каким образом положено начало двенадцати племен народа Израильского. В Лаване видно чувственное событие сего благословения, данного Иакову: благословляющие тебя благословенны.

НАПУТСТВУЮЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ

10. Иаков же, вышедши из Беэр–шавы, чтоб идти в Харран, 11. пришел на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце. Он взял один из бывших на том месте камней и положил себе в головы, и лег на том месте. 12. И видит во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается небес; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. (Не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. 14. И будет потомство твое как прах земной; и распространится к западу, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. 15. И вот, Я с тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню того, что Я сказал тебе. 16. Тут Иаков пробудился от сна своего и сказал: точно Господь на месте сем! А я не знал! 17. И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. 18. Встав поутру, Иаков взял камень, который был у него в головах, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его. 19. И нарек имя месту тому Вефиль; а прежнее имя близлежащего города было Луза.