Толкование на книгу Бытия

Пошел в Фимну к стригущим и проч. Время стрижения овец было у древних временем веселия и дружеских пиршеств (2 Цар. XIII. 23). Город Фимна находился в пределах колена Иудина (Ис. Нав. XV. 57).

У ворот Енаима. Это, может быть, то же место, что и Енам (Ис. Нав. XV. 34).

Достопримечательно, что все места, упоминаемые в сих приключениях Иуды, по жребию достались позже колену, от него происшедшему.

Ибо видела, что Силом вырос, однако она не дана ему в жену. В сих словах Моисей не оправдывает совершенно Фамари, а только изъясняет, какое было ее первое намерение, так как ей трудно было предвидеть событие. Может быть, оное касалось более Силома; но нечаянная встреча Иуды превратила оное и расположила ее воспользоваться представившимся случаем возвратиться в его дом.

Печать. Обыкновение носить при себе печать Геродот (L. I, с. 195) находил у Вавилонян, и находят еще у восточных народов путешественники.

Перевязь. То, на чем носили печать.

Где блудница. На еврейском поставлено здесь особливое имя П\У7р. По его происхождению и употреблению (Ос. IV. 14) оно долженствует означать посвященную Астарте или другому подобному божеству.

Это была самая опасная хитрость отца лжи, что он умел не только представить грех позволительным, но и освятить его.

Пусть она возьмет себе и проч. Иуда желает лучше лишиться своего залога, нежели дальнейшим его исканием подвергнуть себя осмеянию народа. Но вместо того чтобы стараться не быть смешным в глазах народа, не лучше ли было еще позаботиться Иуде о том, чтобы не быть нечистым пред очами Бога и Ангелов? Судя по благословению, которое сверх чаяния возникло из преступления Иуды, мы можем думать, что он очистил грех свой покаянием, хотя слово Божие более показывает здесь наружные происшествия, нежели открывает тайны сердец.

И пусть сожгут ее. В законе Моисеевом обыкновенной) казнью любодеяния было побиение камнями (Втор. XXII. 21 — 24), а строжайшею — сожжение (Лев. XXI. 9). Так и Филистимляне сожгли жену Самсона за вступление в иное супружество (Суд. XV. б).

Преступления сего рода тяжелее наказываемы были в женском, нежели в мужеском поле. Сей обычай оправдывать можно тем, что прелюбодействующая жена вносит в род и наследие дома чуждое семя, затмевает чистоту происхождения племен, толико важную во время ожидания обетованного семени.

Власть, которою осуждает Иуда невестку свою, есть власть начальника дома (эмира), полномочная дотоле, доколе некоторые права ее не были перенесены на власть гражданскую.

Она правее меня. По свойству языка еврейского (см. пример Иез. XVI. 51, 52), не то сие значит, чтоб Иуда признавал Фамарь совершенно невинною, но что себя самого находит он более виновным, нежели она.

Вина Иуды очевидна в том, что он коварно лишил Фамарь супруга, принадлежащего ей по закону или силу закона имеющему обычаю, и таким образом соделался виною всех следствий сего лишения; и в том, что решился на явное и никакими обстоятельствами не извиняемое любодеяние.