Толкование на книгу Бытия

Фамарь также не может быть оправдана, потому что, сознавая себя привязанною законом к сыну Иуды, она должна была видеть в совокуплении с самим Иудою прелюбодеяние и кровосмешение; и потому что лучше было ей за претерпеваемую несправедливость ожидать возмездия от Промысла, нежели коварство противопоставлять коварству и беззаконию беззаконие. С другой стороны, если преступление любодейства состоит в нечистом вожделении (Мф. V. 28), которое по всем признакам никакого в поведении Фамари не имело участия; если она не имела иного желания, как исполнить свои обязанности по своему, хотя не довольно чистому разумению, и на сей единый конец с опасностью самой жизни отважилась: оставив дом отеческий, искать возвращения в иноплеменный род, в семейство свекра, к ней несправедливого — то можно ли сделать о ней строжайший приговор, нежели какой дал Иисус Христос о приведенной к нему прелюбодеице: кто из вас без греха, пусть первый бросит на нее камень осуждения (Ин. VIII. 7. 11).

Потом он не познал ее более. Иуда исповедует чрез сие закон, осуждающий кровосмешение.

Червленую нить. Она должна была служить приметою первенца.

Как ты вырвался? на тебе и проч. Вопрошением бабка изъявляет удивление, соединенное с неудовольствием о том, что второй сын упредил в рождении первого, а ответом успокаивает себя, слагая с себя вину сего замешательства, за которое позже первенец мог негодовать на нее.

Фарес. Значит исторжение.

Зара. Значит восход. Причина имени mqжет быть та, что как солнце не вдруг восходит, но предпосылает от себя зарю, так Зара в своем рождении прежде показал руку и дал навязать на нее червленую нить, но сам вышел на свет уже после своего брата.

* * *

Ириней (L. IV, с. 43), Златоуст (In Gen. LXII), Августин (Contra Faust L. XXII, с. 84, 85, 86. de Lt. rud. 19), Феодорит (Quaes. XCVI) находят в рождении Фареса и Зары изображение тайны Ветхого и Нового Завета.

Некоторые замечают, что по отношению к сей тайне имя Зары поставлено у Матфея и в родословии Иисуса Христа, к которому оно не принадлежит собственно (Мф. I. 3).

Рука и червлень Зары могут означать предварительное явление обетования Нового Завета в патриархах, тогда же запечатленных заветною кровию Иисуса Христа (Гал.. III. 16, 17). Фарес есть образ Ветхого Завета, который положил расстояние между благодатными обетованиями и их событием. Рождением Зары прообразовано следовавшее по Законе посещение Востока свыше (Лк. I. 78), разрешение гаданий, исполнение обетований благодати.

Вступление Фамари, Раавы, Руфи в род Мессии есть предзнаменование и некоторое частное предварение обращения к Нему церкви языческой.

ИСКУШЕНИЕ И ВОЗВЫШЕНИЕ ИОСИФА В ЕГИПТЕ. Б. XXXIX — XLI

В речи первомученика Стефана история плена Иосифова сокращена так: Патриархи, позавидовав Иосифу, продали его в Египет; но Бог был с ним (Деян. VII. 9).