Толкование на книгу Бытия

Первая из сих догадок не изъясняет желания Иаковлева, потому что утешение соединить гроб свой с гробами предков тогда только может быть действительно, когда земля гробов сих есть верное и безопасное местопребывание потомков. Притом, дабы почивать с предками, все патриархи долженствовали бы нести свои гробы в землю Халдейскую.

Последняя догадка предполагает в патриархе слишком обширное и подробное ведение будущего.

По соображению сего с изъяснением чувств патриарха у апостола (Евр. XI. 21) вторая догадка получает качество достоверности.

Клянись мне. Не сыну не доверяет Иаков, но подает ему средство убедить Фараона к исполнению своего желания.

И поклонился Израиль на возглавие одра (ΠΌΧ3). По греческому тексту: И поклонился Израиль на верх жезла его.

Чтение семидесяти получает свою важность от свидетельства апостола в Послании к Евреям (XI. 21).

Оно может иметь двоякий смысл: Поклонился Израиль на верх жезла его, то есть Иосифа. Поелику он просил у Иосифа желаемого погребения как милости, то приемля и клятву его как милость, ответствует ему поклонением, которое, впрочем, или по сану отца, или по немощи, или, наконец, по уважению к знамению власти, простирает только до верха царского или властелинского жезла, с которым предстоял ему Иосиф. Толкователи примечают, что теперь‑то наипаче совершается обещанное Иосифу сновидением поклонение солнца (XXXVII. 9).

По мнению Блаженного Августина, поклонился Израиль на верх жезла своего, то есть жезла, которым он поддерживал преклоняемое немощью тело, дабы сидеть на одре. Такое поклонение относиться могло к Богу, как выражение благодарения.

Еврейскому чтению следуют Акила, Симмах и Вульгата.

Оно также может иметь два смысла: Преклонился Израиль на возглавие одра. То есть по окончании собеседования с Иосифом, во время которого сидел на одре своем, уступил немощи своей и возлег.

Поклонился Израиль на возглавие одра Богу. То есть будучи обнадежен в исполнении благочестивого своего желания, он желал принести благодарение Богу; но поелику не имел сил восстать и поклониться до земли, то поклонился ему на одре в то самое время, когда хотел возлечь. Так и Давид, по воцарении Соломона, поклонился на одре своем и благословил Бога (3 Цар. I. 46, 48).

Последнее изъяснение, будучи подкрепляемо ясным и несомнительным примером, имеет вкупе и то преимущество, что соглашает два различные чтения текста в один общий разум и, таким образом, делает ничтожными происходящие от сего различия недоумения.

***

Апостол поклонение Иакова на одре своем, на верх жезла своего соединяет с чувствованием веры (Евр. XI. 2).