Толкование на книгу Бытия

Особенный предмет сего чувствования, по мнению некоторых, был царствующий Мессия, образ которого видел Иаков пред собою в царственном лице Иосифа.

Впрочем, слово апостольское может изъяснено быть и сею более простою и общею мыслию: вера в обетование будущего утешала и радовала Иакова тогда, когда он за надежду быть погребенным в земле Ханаанской от всей силы своей благодарил Бога, как за некий дар.

УСЫНОВЛЕНИЕ ИАКОВОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЫНОВ ИОСИФОВЫХ. Б. XLVIII

1. После сих происшествий случилось, что Иосифу сказали: вот, отец твой болен. Тогда он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Эфраима. 2. Иакова предварили и сказали; вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль укрепился и сел на постели. 3. И сказал Иаков Иосифу: Бог всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня. 4. И сказал мне: вот, Я возращу тебя, и умножу тебя, и произведу от тебя сонм народов, и дам землю сию в вечное владение потомству твоему после тебя. 5. Итак, два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, прежде нежели я пришел к тебе в Египет, пусть будут мои; Эфраим и Манассия пусть будут мои, также как Рувим и Симеон. 6. Дети же твои, рожденные от тебя после сих, будут твои. Они под именем братьев своих призовутся в их наследие. 7. Ибо Рахиль, по возвращении моем из Подана, умерла у меня в земле Ханаанской, на дороге, не доходя одну хаврафу земли до Ефрафы, и я похоронил ее там, на дороге к Ефрафе (иначе Вифлеем). 8. Тут Израиль увидел двух сынов Иосифовых и спросил: кто это? 9. Иосиф отвечал отцу своему: это сыновья мои, которых Бог даровал мне здесь. Тогда он сказал: подведи их ко мне, я благословлю их. 10. [Очи же Израилевы тяжелы были от старости: он не мог видеть ясно]. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их. 11. И сказал Израиль Иосифу: я не надеялся видеть лице твое; но вот, Бог показал мне и детей твоих. 12. И отвел их Иосиф от колен его, и они поклонились пред лицем его до земли. 13. Потом Иосиф взял обоих: Эфраима в правую свою руку, против левой Израиля, а Манассию в левую, против правой Израиля, и таким образом подвел их к нему.

14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Эфраиму, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. Так положил он руки свои с намерением, несмотря на то, что Манассия первенец. 15. И благословил Иосифа, и сказал: Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую до сего дня. 16. Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них имя мое и имя отцев моих, и да возрастут они во множество посреди земли. 17. Когда Иосиф увидел, что отец его положил правую руку свою на голову Эфраима, то сие показалось ему неправильным. Он взял было руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Эфраима на голову Манассии; 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, родитель мой, ибо этот первенец; положи правую руку твою на голову этому. 19. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и этот произведет народ, и этот будет велик; но меньший его брат будет больше его, и потомство его будет полнота народов. 20. И благословил их, говоря: тобою благословлять будет Израиль, и будет говорить: Бог да сотворит тебе, как Эфраиму и Манассии. Таким образом, поставил Эфраима выше Манассии.

21. Наконец, Израиль сказал Иосифу: вот, я умираю. Но Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцев ваших. 22. Итак, я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Эморреев мечом моим и луком моим.

Сим сказанием дополняется начатое в истории супружеств Иаковлевых изложение о происхождении колен народа Израильского.

Бог всемогущий явился мне. Имеет намерение взять себе и тем по необходимости приобщить к своему пришельствующему племени двух сынов Иосифа, которые многого могли бы надеяться в Египте от Фараона; Иаков представляет на сие высокое полномочие от Бога всемогущего и обетованием его убеждает Иосифа отвергнуть прельщение видимых выгод.

Пусть будут мои. То есть Эфраим и Манассия получат право сынов Иакова, по которому, вместо того чтобы при наследовании земли обетованной получить им одну долю под именем Иосифа, каждый из них, наравне с естественными сынами Иакова, получит по целой доле.

Эфраим и Манассия будут мои, также как Рувим и Симеон. Или в отношении к наследию или в отношении к старшинству. Первая мысль ясно видна из последующих слов, а вторая, по–видимому, с намерением оставляется на догадку. Кажется, что Иаков желает Иосифу дать сугубое наследие, как первенцу от своей первой и единственной, по свободному избранию, супруги; но дабы не огорчить его братьев, дает сему делу иной вид, усыновляя себе сынов Иосифа (1 Пар. V. 1.2).

Они под именем братьев своих призовутся в их наследие. То есть не составят особливого колена и в наследии земли обетованной не получат особливой доли под именем Иосифа (что составило бы три доли на его племя); но получат свой участок в одной из двух долей Эфраима и Манассии, под их именами.

Ибо Рахиль, по возвращении моем из Подана, умерла у меня и пр. Трудно угадать, к чему здесь Иаков упоминает о смерти Рахили.

Думают, что он мимоходом упоминает о месте погребения Рахили, дабы знал Иосиф, где можно найти ее кости, на случай, ежели он пожелает их перенести в Хеврон. Но кому из братьев, кроме Вениамина, могло сие быть неизвестно? Притом сия догадка связывает слова Иакова с его завещанием о погребении, которое дано было совсем в иное посещение Иосифа и в иное время (1).