Толкование на книгу Бытия

Кажется, Иаков напоминает Иосифу о рановременной кончине Рахили, чтобы дать ему разуметь одно из побуждений, по которым усыновляет себе Эфраима и Манассию. Рахиль скончалась, тогда как она, яко младшая сестра Лии и долго неплодная, могла бы еще иметь детей; но оставила только двух сынов, а сия — шесть, и оная в сем не превзошла рабынь Иаковлева; итак, он желает распространить ее наследие, соделывая из двух сынов трех, чрез усыновление внуков.

Кто это? По слабости зрения Иаков доселе или совсем не примечал сынов Иосифовых, или думал, не царедворцы ли некие сопровождают Иосифа. Но как согласны чувствования и намерения благочестивых душ, не быв никем соглашаемы! Иаков желает благословением усыновить сынов Иосифа; Иосиф, не зная сего, желает принять от него благословение сынам своим; Иакову надлежало бы требовать Иосифа с сынами к себе; Иосиф, по одному известию о болезни Иакова, предстает пред него точно по его намерению, хотя доселе не знал сего намерения.

И они поклонились. Так читается в текстах самаритянском, греческом и сирском. Нынешнее чтение текста еврейского, и он поклонился, не столь сообразно с порядком описываемого действия.

Эфраима в правую свою руку, против левой Израиля и проч. Иосиф приготовляет сынов своих к рукоположению Иакова так, чтобы на старшего положена была правая, а на меньшего левая рука.

Обряд рукоположения, как знак благословения и преподаяния благодатных даров, в первый раз являющийся в древности над сынами Иосифа, всегда с сего времени сохранялся у Евреев и перешел в церковь христианскую. Примеры его употребления видеть можно в посвящении левитов (Числ. VIII. 10), в постановлении Иисуса Навина преемником Моисею (Числ. XXVII. 18. 23. Втор. XXXIV. 9), в благословении младенцев Иисусом Христом (Мф. XIX. 13. 15), в посвящении семи диаконов (Деян. VI. 6), в отделении Павла и Варнавы на проповедь (Деян. XIII. 3), в посвящении Тимофея (Тим. IV. 14).

Преимущество десницы также соблюдалось в древности (3 Цар. XI. 19. Пс. XIV. 10).

И благословил Иосифа. То есть в лице двух сынов Иосифа Иаков благословил его со всем его потомством.

Бог, пред которым ходили отцы мои (см. примеч. на Быт. V. 24).

Ангел избавляющий (!? Ю гоэл) меня от всех зол. Можно бы подумать, что Ангелом избавителем Иаков называет Ангела хранителя или своего собственно яйца, или своего рода. Но слова да благословит, относящиеся вместе и к Богу и к Ангелу, не только дают сему Ангелу равное с Богом право, но и совершенное с ним единство. Исайя неоднократно дает имя Избавителя, как отличительное, Богу (Ис. XLIII. 14. XLVII. 4). Посему не без основания некоторые под именем Ангела избавителя разумеют Сына Божия, который есть Ангел завета (Мал. III. 1) и Ходатай Бога и человеков (1 Тим. II. 5). Вместе с сим изъяснением открывается в словах Иакова троякое воззвание к Богу, в котором не трудно приметить некоторое отношение к трем лицам Св. Троицы. Бог, пред которым ходили отцы в духе путем освящения, есть Бог Дух Святый. Бог пасущий, Датель и Хранитель бытия и сил есть Бог Отец.

Да будет на них имя мое и проч. Да принадлежат они к тому племени, которое вместе с именами Авраама, Исаака и Иакова наследует данные им от Бога обетования: и да не отсекутся от сего племени наименованием и участию подобно Исаву.

Не так, родитель мой. Иосиф и сам пророк, как Иаков, но вот случай, который показует, что пророк не всегда может быть пророком, когда пожелает.

Но меньший его брат будет больше его. Событие сего предсказания уже можно было видеть вскоре по исходе евреев из Египта (Числ. 1.30 — 33). По рассечении царства Израильского на два колено Эфраимово было главою в царстве десяти колен (3 Пар. XII. 25). Всегда отличалось оно наипаче воинскою силою (Суд. VIII. 2. XII. 1. Пс. LXXVII. 9).

Полнота народов. То есть народ многочисленнейший и знаменитейший других.

Тобою благословлять будет Израиль. Иаков соединяет самого Иосифа с его сынами.