Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Спустя немного после того, как Авраам по­лучил первое обетование о том, что Сарра родит ему сына Исаака, и после того, как он совершил обрезание над собой и над всем муж­ским полом в доме своем, Господь опять явился ему у дубравы Мамврийской, когда он, во время полуденного зноя, сидел у двери своего шатра. Авраам увидел недалеко от него стоявших трех мужей, тотчас побежал им навстречу и, покло­нившись до земли, сказал тому, который стоял к нему ближе: «Господин! Если я обрел благово­ление пред очами твоими, не пройди мимо дома раба твоего: я принесу воды и омою ноги ваши; потом вы отдохнете здесь под деревом, а я меж­ду тем принесу вам хлеба для подкрепления сил ваших, и после пойдете в путь». Они остались и расположились под деревом.

Авраам поспешно вошел в шатер свой и при­казал Сарре испечь хлебы, а сам побежал к ста­ду, выбрал самого лучшего теленка и приказал рабу приготовить его в пищу. Предложив пищу странникам, он сам служил им, стоя перед ними. После обеда они спросили его: «Где Сарра, жена твоя?» Он отвечал им: «В шатре» (Скром­ность Сарры не позволяла ей явиться перед мужчинами). Тогда Господь, устами одного из странников, сказал Аврааму: «Я опять приду к тебе через год в этот же час, и тогда у Сарры, жены твоей, будет сын». Услышавши это, Сар­ра, стоявшая за дверью шатра, рассмеялась, го­воря себе самой: «Мне ли и мужу моему родить детей в такой строгости?» Но Господь, от Кото­рого не укрылась мысль Сарры, сказал Авраа­му: «Для чего это рассмеялась Сарра? Разве есть что-нибудь трудное для Бога?» И снова подтвер­дил, что через год, в это же время, у ней будет сын. Потом странники встали и направили путь свой к Содому, а Авраам пошел провожать их.

И сказал Господь: «Скрою ли Я то, что хочу сделать, от Авраама, который должен быть ро­доначальником племени великого и могуще­ственного, и в котором благословятся все наро­ды земные? Вопль беззаконий Содома и Гомор- ры усилился, и грехи их тяжки». Между тем два Ангела пошли в Содом, а Авраам остался с третьим - это был сам Господь. Авраам сказал Ему: «Ужели Ты погубишь и праведника с нече­стивым? Если есть в этом городе пятьдесят пра­ведников, ужели и они погибнут вместе с дру­гими? Ужели Ты не пощадишь города, если в нем найдутся пятьдесят Праведников? Нет! Ты этого не сотворишь; Ты не погубишь правед­ника вместе с нечестивым, Ты не сравняешь до­брых со злыми! Судья всей земли поступит ли неправосудно?» - Господь отвечал ему: «Если Я найду во всем Содоме пятьдесят праведни­ков, то ради них пощажу весь город». Авраам сказал: «Дерзну еще вопросить Господа моего, хотя я не более, как прах и пепел, если найдешь не более сорока пяти праведников, погубишь ли город?» - Господь отвечал каждый раз, что по­милует. - «Господи, - сказал наконец Авраам, - не гневайся, если я еще раз попрошу Тебя: что будет, если Ты найдешь только десять правед­ников в этом городе?» - «И тогда не погублю» - Авраам не дерзнул вопрошать более: Господь удалился, а Авраам возвратился в жилище свое.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Св. Отцы Церкви, и особенно Бл. Августин (De Trin. lib. 20), усматривают в сих трех Анге­лах, явившихся Аврааму, превосходный образ таинства Пресвятой Троицы: Святой Патриарх видел трех, а поклонился Единому.

Великая добродетель - страннолюбив! «Страннолюбия не забывайте, - говорит Апо­стол, - тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы». (Евр.ХШ. 2). Страннолюбец Патриарх удостоился принять Самого Господа.

Ходатайство Авраама за жителей Содома и Гоморры может для нас служить уроком бла­горазумия и милосердия. Нет ничего в мире обыкновеннее опрометчивости, с которой про­износят невыгодные и нескромные сужде­ния о других - только по одной наружности, по слухам, по неверным рассказам. Как часто, по подозрению, совершенно неосновательному, обвиняют лицо невинное, сомневаются в добро­детели! Да научит нас пример Авраама быть снисходительными к человеческой немощи, быть милосердными к согрешающим!

Сарра и Агарь

Господь, по обещанию Своему, посетил Сар­ру и исполнил над ней то, что было ей ска­зано: в старости она зачала и родила сына в то самое время, которое назначил ей Бог. Авраам назвал сына своего Исааком и, в восьмой день, обрезал его, как повелено было ему от Бога. Тогда Аврааму было уже сто лет. Сарра сама кормила сына молоком своим и, делая намек на имя Исаака, которое означает смех, гово­рила: «Вот Господь послал мне предмет смеха и радости; всякий, кто об этом узнает, пораду­ется со мной. И кто мог бы поверить, что когда- нибудь сказали Аврааму, что Сарра в старости родит ему сына и будет кормить его? » Дитя вы­росло и отнято от груди: по этому случаю Авра­ам сделал великий пир.

У Авраама был еще сын от Агари Египтян­ки. Сарра, увидевши один раз, что он, играя с Исааком, обижал его, сказала Аврааму: «Из­гони из дома своего эту рабу и сына ее: он не должен быть наследником после тебя вместе с моим сыном Исааком».

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Новорожденное дитя есть предмет радо­сти в Христианском семействе: с живой верой Патриархов на него взирают как на дар Божий, как на благословение небесное, вспоминая сло­ва Псалмопевца: Плоды трудов твоих спаси, блажен ecu, и добро тебе будет: жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего, сынове твои, яко новосаждения масличная окрест трапезы твоей: се тако благословится человек бояся Господа (Пс.СХХУП,2-5.). Для человека без религии, для эгоиста, жертвующего всем честолюбию, роскоши или распутству, дети со­ставляют только бремя, с которым он не знает, что делать: вот источник стольких беспорядков в обществе и соблазнов в семействах. Впрочем, не всегда Бог добродетельным людям дает мно­гочисленное потомство: у Авраама был один только сын от Сарры, да и этого сына обетова­ния он ждал долгое время. Отцы самые благо­честивые не всегда имеют детей, которые идут по следам их стезею мудрости: Илий и Давид имели несчастье видеть в детях своих недостой­ных приемников себе. Наконец, Новый Завет открыл путь совершеннейший - путь девства, идя по которому, человек, бесплодный по пло­ти, может быть дивно плодоносен по духу.

Будем подавать друг другу добрый пример: да назидаем наших бра- тий нашим смирением, искренним исполне­нием обязанностей, предписываемых Религи­ей пламенным словом любви; будем пламенно