Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Работники в винограднике

(см. Свят Матф. XX)

Царство небесное подобно хозяину, который рано по утру вышел нанять работников в свой виноградник. Договорясь же с работ­никами заплатить им по денарию на день, по­слал их в свой виноградник. И вышедши около третьего часа, увидел других стоящих на торгу праздно, сказал и им: подите и вы в виноград­ник мой, и что следовать будет, я заплачу вам; и они пошли. Опять вышедши около шестого и десятого часа тоже сделал. Наконец, вышед­ши около одиннадцатого часа, нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Отвечают, ему: ни­кто нас не нанял. Он говорит им: подите и вы в мой виноградник. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили каждый по денарию. Те же, которые были наняты пер­вые, прищедши в свою очередь, думали, что они получат больше; однако, и они получили по денарию. И получив, стали роптать на хо­зяина и говорили: сии последние работали только час, и ты поставил их наравне с нами, которые трудились целый день и терпели зной. Но он отвечал одному из них: друг мой, я тебя не обижаю: не за денарий ли ты договорился со мной? Возьми своё и поди. Я же хочу сему последнему дать то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать что хочу? От того ли твой глаз завидлив, что я добр? Так последние будут первыми, а первые последними: потому что много званных, а мало избранных.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Многие Отцы Церкви видят в этой притче преимущество, данное язычникам перед наро­дом Иудейским, который был избран и призван прежде их. Весьма вероятно, что действитель­но таково было намерение Божественного Спа­сителя, когда Он предлагал её. Но, по мнению большей части толковников, она имеет и дру­гой смысл, который, вероятно, Спаситель наш также имел в виду, и на него мы обратим вни­мание; потому что он ближе и прямее относит­ся к нам и подает нам более обильный источник назидания. В этой притче мы видим нежное изображение бесконечного милосердия Господа, Который милостиво простирает руки к грешни­ку и с любовью принимает его, в какое бы время он ни пришел к Нему. К несчастию, многие от­кладывают на долго своё обращение по ложно­му расчёту, от которого иногда и погибают.

Пока в человеке остаётся дыхание жиз­ни, он находится во власти Божия милосер­дия, которое ожидает его покаяния; это совер­шенно истинно; но человеку со своей стороны очень безрассудно воображать, что он, про­ведши большую часть жизни в бесконечности, или в забвении правил благочестия, будет, как предполагает, в последние дни иметь и охоту, и довольно времени основательно позаботиться о своем спасении. Сколько страшных нечаянно- стей, которые должны повергнуть нас в святой страх, и убедить нас безотлагательно приняться за дело, чтобы обезопасить, пока это ещё в на­шей власти, успех единственного дела, для ко­торого мы живём в этом мире.

Господин виноградника - есть Бог; работ­ники - мы, виноградник - наша душа, кото­рую мы должны обрабатывать охотным испол­нением обязанностей нашей Святой Религии; часы дня, суть различные возрасты жизни, в которых труд, как бы продолжителен он не был, есть только труд одного дня; наконец, де­нарий - есть небесная награда. О как благ Бог наш, Который призывает и ищет нас от утра до вечера, то есть, от нашей колыбели до моги­лы! Он приглашает, Он убеждает нас Святым Своим словом, добрыми примерами, которых свидетелями бываем мы, скорбями, которыми Он огорчает нас и побуждает иногда убегать от грехов болезнями, несчастиями, непредви­денными смертями, словом - всеми происше­ствиями, нас окружающими. Особенно Он дей­ствует на нас возбуждая в нас добрые чувство­вания, святые мысли, благочестивые желания, спасительные намерения, беспокойства, ко­торые нас тревожат, угрызения совести, ко­торые нас беспокоят, — всё это суть внушения, которые Бог посылает нам и которыми побуж­дает нас не оставаться праздными... Ах! Пере­станьте, наконец, упорствовать против Его нежности; имейте столько же сожаления о ва­шей душе, сколько Он имеет; имейте столько же попечения о вашем счастии, какое Он вам показывает. Какой бы ни был час дня вашей жизни, ступайте, как работники, упоминае­мые в настоящем Евангелии, трудиться в ви­нограднике и начните заслуживать награду, которую Он вам обещает. Но сию награду Он назначает неослабному прилежанию, и через это показывает вам, что жизнь Христианская не есть жизнь рассеянности и удовольствий; а чтобы лучше дать нам понять это, Он при сем выбирает для сравнения работу в виноградни­ке, которая особенно требует много бдитель­ности и забот самых непрерывных и трудных. Восполняйте кратность времени вашей ревно­стью, отсекайте бесполезные ветви, то есть из­лишества, обременяющие душу: исторгайте из сердца преступные привязанности, кото­рые заражают его; искореняйте до последней отрасли гнусные страсти, которые удушают вашу ревность о спасении. Обрабатывайте не­престанно виноградник ваш, чтобы привлечь на него росу святого помазания. Приведите его жаром вашей ревности, в такое состояние, что­бы представить его Домовладыке столь же свя­тым, как вы получили его после вашего креще­ния, и ещё более, изобилующим богатыми пло­дами для вечности.

Господин виноградника в настоящей прит­че дает равную награду и тем, которые работа­ли один час, и тем, которые трудились целый день; но, говоря это, Божественный Спаситель не имел намерения сказать, будто равную будут иметь славу Святые, царствующие на небе. Те же уста, которые изрекли, что всем работникам дано было по денарию, возвещают, что в дому Отца небеснаго обители многи суть (Иоанн. XIV, 2); и что в Царствии небесном большим бу­дет тот, кто более смирит себя на земле. Все по­лучат одну награду, но получат её сообразно со своими заслугами. Таким же образом иные под­вергнутся в аду одному наказанию, но муки их будут сообразны с их преступлениями.

Иисус воскрешает Лазаря

(Ев. ИОАН. 11)

В Вифании был болен Лазарь, брат Марии и Марфы. Посему сестры его послали ска­зать Иисусу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услыша то, сказал: сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться через неё Сын Божий...» Потом сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул: но Я иду разбудить его. На сие ученики Его сказали: Го­споди! Если уснул, то выздоровеет. Иисус же го­ворил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им пря­мо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня там не было; дабы вы уверовали; но пойдём к нему».

«Иисус пришедши нашёл, что он четыре дня уже лежит во гробе. Вифания же была близ Ие­русалима, стадиях в пятнадцати; многие из Иу­деев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; а Мария сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, брат мой не умер бы. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит её: воскреснет брат твой, Марфа говорит Ему: знаю, что вос­креснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскрешение и жизнь; верую­щий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в Меня не умрёт во век: веришь ли сему? Она говорит Ему: так Господи! Я верую, что ты, Христос, Сын Божий, Которо­му надлежало придти в мир. Сказавши сие, по­шла и позвала тайно Марию, сестру свою, гово­ря: Учитель здесь, и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему».

Иисус же не пришёл ещё в селение; но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые с нею в доме и утешали её, увидя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, думая, что она идет на гроб плакать там. Мария же пришедши туда, где был Иисус, и, увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Ии­сус, когда увидел её плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, сам огорчился духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? И говорят Ему: Господи! Поди и поемотри. Ии­сус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? »