Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
Иисус предсказывает разрушение Иерусалима
Не задолго до своего многоскорбного страдания, Иисус обличал книжников и Фарисеев в их гордости, неправде и лицемерии, раскрывая в Своей беседе их коварство и оплакивая город, служивший им местом жительства. Он так взывал к сему городу: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий Пророков и камением побивающий посланныя к тебе! Колико крат хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не восхотели того? Вот наступает время, когда все твои дома опустеют!» Потом, обратив Свой взор на храм Иерусалимский, Он рек ученикам Своим: видите ли вси сии здания? Истинно говорю вам, все они будут разрушены, так что не останется здесь камня на камне.
Потом, когда Он был на горе Масличной, приступили к Нему ученики Его наедине и спросили: скажи нам, когда это будет, и какое будет знамение Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто вас не прельстил. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: Я Христос; и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо всему тому надлежит быть: но это ещё не конец. Ибо восстанет народ на народ, царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения в различных местах. Всё же сие начало скорбей. Тогда будут предавать вас на мучения,, и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Моё. Тогда многие соблазнятся, и друг друга предавать будут, и возненавидят друг друга. И многие восстанут лжепророки, и прельстят многих; и по мере того, как будет исполняться беззаконие, охладеет любовь многих. Претерпевший же до конца, спасётся. И проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, предсказанную Пророком Даниилом, стоящую на святом месте, читающий да разумеет!... Ибо тогда будет скорбь великая, какой ей не бывало от начала мира, и не будет. И если бы не сократились дни те, то не спасся бы ни один человек; но для избранных сократятся дни те. Тогда, ежели кто вам скажет: вот здесь Христос или там; не верьте. Ибо восстанут лжи-христы и лжепророки и явят великие знамения и чудеса; так чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я вам это наперёд сказываю. Итак, ежели скажут вам: вот Он в пустыне, не выходите: вот Он во внутренних комнатах, не верьте. Ибо как молния исходит от востока и блистает до запада, так будет и пришествие Сына человеческого. Где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и сийы небесные поколеблются. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси: и, видя сие знамение, восплачутся все племена земные и узрят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлёт Он Ангелов Своих с громким трубным гласом; и соберут они избранных Его с четырёх сторон света от края до края небес. Небо и земля прейдут; слова же Мои не прейдут. О дне же том и часе, исключая Моего Отца, никто не знает, ни Ангелы небесные. И будет в пришествие Сына человеческого то же, что было во дни Ноевы. Ибо как во дни перед потопом люди ели, пили, женились и отдавали за муж, до дня в который вошёл Ной в Ковчег; и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех; так будет и пришествие Сына человеческого.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то не спал бы и не дал бы подкопать своего дома. Поэтому и вы будьте готовы; ибо не знаете, в который час Сын человеческий придет.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Нет, кажется, горячее той любви, какую имеет наседка к своим птенцам: Иисус Христос, по словам Св. Илария, через своё воплощение сделался подобным этой птице, с которою он сравнивает Себя; ибо Он в пречистой утробе Девы Марии сделался человеком для того, чтобы животворными крылами Своего святого человечества покрыть человеков, чтобы сообщить им, как птенцам Своим, Божественную теплоту жизни бессмертной, и чтобы, даруя им новое рождение, научить их возвышаться, подобно птицам небесным, духовным полётом к Богу. А люди, сподобившиеся столь неоценённой благодати, увы! лучше желают пресмыкаться по земле, погружаются в чувственность и отрекаются от своего высокого назначения! Какая неблагодарность к столь благому Богу! Какое гибельное ослепление!. Но да трепещут они! ибо после времени милосердия должно наступить время правосудия. Благость Божия предвидит бедствия, имеющие разразиться над виновными и предваряет их о том с нежностью, если же они отказываются внимать приговору, грозящему им страшным наказанием, то им не на кого, кроме как на себя, будет жаловаться, когда над ними отяготеет проклятие. Разрушение, постигнувшее Иерусалим вследствие пред- речений Иисуса Христа, есть страшный урок, и разительное удостоверение в исполнении того, что предсказано о конце времён. Бесстыдное нечестие везде произведёт неисчислимые опустошения, и множество людей будет уловлено в сети, распростёртые под ногами чад Церкви. Среди столь многих соблазнов, которые сильны увлечь и поколебать даже избранных, - кто может сохраниться не уязвленным, и пребыть непреткновенным и твёрдым в вере? Тот, кто напечатлеет на скрижалях своего сердца слова Божественнаго Наставника, и кто возложит своё упование на Бога, с уверенностью, что Господь никогда не оставляет, и всего более не оставляет в час страшной борьбы, своего доброго раба, употребляющего искренно все свои усилия, чтобы пребыть ему верным.
Иисус умывает ноги своим ученикам
( Map. 14. Лук.22. Иоанн. 13)
В первый день опресночный, когда закалали пасхального агнца, ученики говорят Иисусу: где хочешь есть Пасху? Мы пойдём и приготовим Тебе. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: подите в город; и встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним. И куда он войдёт, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где горница, чтобы Мне есть пасху с учениками Моими? И он вам покажет горницу большую, убранную, готовую; там приготовьте нам. Ученики Его пошли и пришли в город, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. По наступлении вечера, Он приходит с двенадцатью учениками Своими и говорит им: очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в царствии Божием». Итак, Иисус, зная, что пришёл час Его прейти из мира сего к Отцу, торжественно показал, что воз любя Своих сущих в мире, Он возлюбил их до конца. Во время вечери, когда уже диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту, предать Его, Иисус зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога изшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоят сался. Потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам, и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру: и сей говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь того, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих во веки. Иисус ответствовал ему: ежели не умою тебя, не будешь иметь части со Мною. Симон Пётр говорит Ему: Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего; для того и сказал, не все вы чисты, Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою; то возлегши, опять сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня учителем и Господом, - и правильно говорите; ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам; то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали тоже, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше Господина своего, и посланник не больше Пославшего его. Если вы знаете сие; блаженны вы, когда то исполняете».
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
От самой минуты Своего воплощения до смерти, Сын Божий для нашего спасения, имел главной целью уврачевать тот порок, который, кажется, служит в человеке корнем всех других— это гордость. Он ещё прежде дал разуметь, что сердце Его есть пламенеющее горнило, заключающее в себе огнь Божественной любви, который возжечь на земле пришёл Он; но прежде всего Он возвестил, чтобы мы научились от Него, то есть из Его слов и примеров, что Он кроток и смирен сердцем, и не только во внешних Своих отношениях, но и в самой глубине Своей души, во всей искренности Своего сердца. (Матф.ХГ, 29) Он смирен, - и потому повинуется всем предписаниям закона. Он готов дать человеку самый дивный залог Своей любви в установлении Святаго Причащения, таинства равно превышающего и наши понятия, и наши надежды, в котором могущество и благость Божия обнаруживаются с таким величием, что невозможно не признать здесь удивительного дела Существа Бесконечного. Но этому чуду силы должно было предшествовать чудо уничижения для научения Апостолов и назидания Церкви в последующие века: Он себе истощил, говорит Апостол Павел, зрак раба приим (Филипп. II, 7).
Сын Божий, провидя несправедливое чувство тех, кои самоуничижение считают для себя бесславием, вознамерился заранее низложить его, предупредить о сем Своих учеников и убедить их, что тщеславие есть свойство мелких душ, а смирение - доблесть душ великих и благородных. Итак, зная сердце человеческое, естественно склонное к гордости, суетной славе, неуместному самолюбию, Иисус смиряется до умовения ног Апостолам и старается побудить их к подражанию Своему примеру. Если Я, Кого вы признаёте своим Господом и Учителем, Коим Я и действительно есмь; если Я, при всём Своём величии, не почёл недостойным уничижить Себя до умовения ваших ног, — то неужели может быть для вас постыдным и неприличным подражать Мне? Я вам объяснил, и вы должны это помнить, что ученик не выше учителя, и что самая высшая степень, к которой он может стремиться, - это быть подобным Учителю. Самоуничижение с вашей стороны не будет велико, если вы старательно обратите внимание на то - кто вы; но оно доставит вам славу, если вы, вспоминая, Кто был Я, будете исполнять то, что делал Я. Итак, будем смирять себя, и вместе будем знать, что мы никогда не смиримся в той мере, как уничижил Себя Иисус Христос; ибо этот нищий, которому мы оказываем дела милосердия, этот нищий, который просит у нас милостыни, - нищий пред которым мы смиряемся, есть не иной кто, как Сам Иисус Христос; Всякое дело милосердия, говорит Он, которое «вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, вы Мне сделали» (Мф.23, 40).
Отцы Церкви в умовении ног видят образ внутреннего очищения, необходимого для до- стбйного приступления к Священной Трапе- зё... Увы! Пока мы в мире, невозможно не падать в некоторые, хотя малые прегрешения, которые омрачают красоту нашей души: итак, должно употреблять все усилия, чтобы посредством искреннего покаяния получить прощение даже в этих простительных грехах, прежде, нежели примем внутрь себя Бога, Который есть самая святость.
Вечеря Господа нашего