Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
молиться о расрространении и утверждении веры в душах, об искоренении ересей, об обращении грешников: таким образом, мы породим Иисусу Христу бесчисленное потомство — потомство, которого мы, может быть, не будем знать на земле, так как не будет знать нас и оно, но которое мы найдем, и которое будет венцом нашей славы на небеси.
Обрезание есть обряд, который Бог повелел Аврааму совершить, как печать завета Своего с сим Патриархом, как знамение, которым избранный народ должен был отличаться от всех народов. В Новом Завете есть обрезание неру- котворенное в совлечении тела греховного плоти (Колос. 11. 11.) - Святое Таинство крещения, которое очищает нашу душу от первородного греха и делает нас чадами Божиими - наследниками Богу, снаследниками Христу: понеже с ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим.УП1.17). Вот высокое титло, вот высокое назначение Христианина! Христианин! С благоговением и благодарностью к Богу, с готовностью служить Ему усерднее прежнего воспоминай о священном дне твоего крещения и о великих обетах, при таинственной купели данных тобою Богу; с глубоким уважением размышляй о данном тебе имени - это имя Святого: с мыслью о нем да возбуждается в душе твоей желание подражать его добродетелям. Святой, имя которого ты носишь, есть твой покровитель, твой предстатель перед Богом: призывай его с верой, и он подаст тебе благодатную помощь для достойного исполнения твоих обязанностей.
Священное писание говорит, что Сарра сочла себе за честь, за удовольствие, за обязанность кормить сына своего собственным молоком. Святой Амвросий Медиоланский строго осуждает матерей, которые, без важных причин, отказывают своим детям и себе самим в утешении столь естественном и столь Христианском. Это полу-матери, или даже вовсе не матери детей своих: вверяя их чужой женщине, они даже не всегда достаточно заботятся выбрать кормилицу добрую и честную; а опыт свидетельствует, что кормилицы, имеющие дурные привычки, передают детям с молоком семена пороков, которые в последствии отравляют им всю их жизнь. Счастливо дитя, вскормленное матерью Христианкой! «Я желаю, - говорит один умный писатель (De Lau- rentie Letres sur 1 education), - я желаю, чтобы дитя долгое время покоилось на коленях матери, - не для того, чтобы принимать ласки, которые его изнеживают, но чтобы пользоваться советами и попечениями, которые его укрепляют». Счастливое дитя! Его мать будет нежно направлять первые шаги его жизни и будет утешать его в первых скорбях; она вложит в ум его первые мысли, и пробудит первые движения в его сердце; она первая будет говорить ему о боге; она откроет его очи для созерцания этой обширной вселенной... она истолкует ему некоторые чудеса творения. Посмотрите на это дитя, которое молится на коленях с глубоким вниманием! Откуда эта сила? Молитва есть возношение души к Богу: и это дитя, которого заботы
ограничены только одними игрушками, способно возноситься к небу? Да! И такое чудо сделано матерью, или лучше сказать, эта мысль о Боге врожденна человеку, и довольно одного нежного голоса для ее пробуждения. Дитя еще ничего не знает, а уже Бог - Существо Непостижимое, ему присущ. О, Философы! Размышляли ли вы когда-нибудь об этом чуде?
Изгнание Агари и Измаила
враам принял с прискорбием требование Сарры - изгнать Агарь: ему тяжело было расстаться с сыном своим Измаилом. Но Бог сказал ему: «Не огорчайся словами Сарры, жены твоей, и исполни то, что она тебе сказала о сыне рабыни, потому что потомство твое произойдет от Исаака: на нем должны исполниться мои обетования. Но Я и сына этой рабыни сделаю родоначальником народа великого, потому что и Он сын твой». Авраам, повинуясь повелению Божию, встал рано утром, взял хлеба и мех воды, положил на плечи Агари и приказал ей уйти с сыном из дому своего.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Все удивительно в этой истории изгнания Агари и Измаила.
- Св. Апостол Павел изъясняет нам эту тайну, представляя ее символом различных характеров Ветхого и Нового Завета, Синагоги и Церкви. «Писано бо есть, - говорит Апостол в послании к Галатам,- яко Авраам два сына име: единого от рабы, по плоти родился, а иже от свободной, по обетованию. Яже суть иносказаема: сия бо еста два Завета (ГалатЛУ, 22-24.): Измаил прообразует рабов, чад Ветхого Завета, Евреев, которые, будучи по плоти детьми Авраама, не одушевлены, как он сам, духом веры и любви: их сердце - это сердце рабов, занятое только земными благами и повинующееся Богу только из страха наказания. Таков характер Синагоги, которую Апостол Павел называет нынешним Иерусалимом; Иерусалим вышний, небесный - Православная Церковь, прообразуемая Саррой, есть благословенная мать Христиан, чад обетования, прообразуемых Исааком. Действительно - в лоне церкви мы получаем чудесное духовное рождение силой Таинств и Слова Божия. «Темже братья, -прибавляет Апостол, - несмы рабыни чада, но свободные»(Галат. IV, 30), потому что мы служим Богу по любви, духом и истиной. Вот свобода, еюже Христос нас свободи! Но ЯТСОЭ/Св тогда по плоти родивыйся гоняше духовного, такожде и нынь (Галат. IV, 29);
Иудеи ненавидели и преследовали истинного Исаака, Иисуса Христа и Его Учеников, - и до конца мира, ecu хотящие благочестно жить о Христе Иисусе, гонимы будут (2 Тим.№., 12) людьми плотскими. Посвящать себя добродетели и хотеть, чтобы не встретить противоречия вне себя со стороны мира и внутри себя со стороны нечистых похотей, — это сущая мечта!. У нас беспрестанно перед глазами примеры того, как послушание Христианина, простого праведника, и, наконец, все, что есть самого высокого в Религии, — как все это служит предметом насмешек и оскорблений для нечестивых и развратных. Но что глаголет Писание? Изжени рабу и сына ее: не имать бо наследо- вати сын рабынин с сыном свободной (Галат. IV, 30)
Свергнем иго наших грехов и страстей; вот свобода чад Божиих - единая, которой они могут дорожить и которой могут искать на земле.
Как Авраам изгоняет рабу и сына ее, дав им только не много хлеба и воды, так и народ Еврейский, не имеющий части в свободе чад Божиих, изгнан из дома Господня с неумолимой строгостью и осужден умирать от голода и жажды, за то, что он не принял Того, Кто есть хлеб животный и источник воды, текущий в живот вечный (Иоанн.VI, 35. IV, 14.).
Агарь и Измаил в пустыне
Агарь, вышедши из дома Авраамова, заблудилась в пустыне. Наконец, у нее не стало воды в мехе: она и сын ее пришли в изнеможение от жажды и зноя, и смерть угрожала им. В отчаянии, Агарь положила сына под деревом, отошла от него на один выстрел из лука, говоря: «Я не хочу видеть смерти моего сына», — и начала громко стенать; отрок тоже плакал и кричал. Господь услышал вопль его, и Ангел воззвал с небес к Агари: «Что ты, Агарь? Не бойся - Бог услышал вопль отрока. Встань и возьми его; береги его - Я сделаю его родоначальником народа великого». В то же мгновенье Бог открыл очи ее, и она увидела перед собой источник воды, пошла, наполнила мех свой и напоила сына.