Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Священное Писание не без причины пред­ставляет нам, как Авраам озабочен выбо­ром супруги сыну своему Исааку. Вот пример родителям-Христианам, которые не могут не заботиться о том, что решает участь детей их! Это для них дело величайшей важности: они не могут быть покойны до тех пор, пока не уви­дят его благополучно приведенным к концу. И тот, кто желает купить дом, не верит на сло­во продавцу, но сам тщательно его осматривает: а брак дело великое. - Вступающий в супруже­ство! Ты на всю жизнь соединяешься с женщи­ной - размысли внимательно о том, что Ап. Па­вел (Ефес.У) написал о высоком значении брака и обязанностях супругов; советуйся с людьми опытными и благомыслящими, которых мне­ние достойно твоего уважения.

Богатство, красота и таланты только тогда могут быть украшением девице, когда воспита­ние ее совершается в духе Христианского благо­честия. Только воспитание, основанное на пра­вославной вере и благочестии, может пригото­вить женщин истинно добродетельных, женщин, способных ко всему, чего требует благоустрой­ство домашнее, женщин трудолюбивых, утеше­ние мужьям, истинных матерей семейства, укра­шение домашнего очага. Молодой человек! Если ты," вступая в неразрывный союз брака, хочешь найти счастье, не увлекайся обольстительной внешностью: в женщине Христианские начала, простота, трудолюбие - вот первые условия, ко­торые могут ручаться тебе за будущее счастье.

Исаак благословляет Иакова

Пришедши в старость, Исаак почти совер­шенно лишился зрения. Он призвал к себе старшего сына Исава и сказал ему: «Сын мой! Ты видишь, что я уже стар, и я не знаю, когда придет моя кончина; возьми лук и колчан твой, поди на охоту и из ловли твоей приготовь мне любимое мое кушанье: я хочу благословить тебя прежде смерти моей». Ревекка слышала эти слова и, когда Исав отправился в поле, призва­ла младшего своего сына Иакова и сказала ему: «Я слышала, что отец твой сказал брату твоему Исаву: принеси мне что-нибудь от лова твоего и приготовь мне любимое мое кушанье - я хочу лагословить тебя прежде смерти моей. Итак, сын мой, последуй моему совету: поди, принеси мне из стада двух лучших козлят: я приготовлю из них любимое кушанье твоего отца, ты подашь его ему, и он благословит тебя». Иаков отвечал ей: «Ты знаешь, что тело брата моего Исава по­крыто волосами, а мое -нет: я боюсь, чтобы отец мой, ощупав руки мои, не подумал, что я хочу его обмануть, и не проклял бы меня». Тогда мать сказала ему: «Сын мой! Я беру на себя это про­клятье, которого ты боишься; последуй моему совету - поди, сделай то, что я тебе сказала». Он пошел, принес двух козлят и отдал матери:'Ре­векка приготовила из них кушанье, потом одела Иакова в самое лучшее платье Исава, обернула ему шею и руки кожей этих козлят и дала ему нести к Исааку приготовленное кушанье.

Принесши к Исааку кушанье, Иаков сказал ему: «Батюшка!» - «Кто ты, сын Мой?» - спро­сил его Исаак. Иаков, думая, что он не солжет, если назовется Исавом, потому что Бог отдал ему право его первенства, и потому что сам Исав продал ему оное за блюдо чечевичной похлебки, отвечал ему: «Я Исав, первенец твой; я сделал то, что ты повелел мне». Исаак опять спросил его: «Ты ли это, сын мой Исав?» - «Я» - отве­чал Иаков. Потом, ощупав его и сказав: «Голос Иакова, а руки Исава», Исаак приказал Иако­ву подать себе приготовленное кушанье; кон­чив трапезу, подозвал Иакова, облобызал его и, услышав благовоние от его одежды, сказал, благословляя его: «Благовоние сына моего по­добно благовонию нивы, которую благословил

Господь. Да даст тебе Господь обилие пшеницы и вина, росы небесной и тука земного. Да поко­рятся тебе народы и поклонятся племена; будь господином братьев твоих, и да поклонятся пред тобой дети матери твоей; да будут прокля­ты проклинающие тебя, и да будет благослове­ние на тех, которые будут благословлять тебя».

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Чтобы оправдать поступок Ревекки и Иако­ва, должно вспомнить, что Исав сам уступил свое первородство Иакову, и что Бог предрек Ревекке, что из двух близнецов, которых она носила в чреве, больший поработает меньшему. Святой Златоуст так рассуждает о благослове­нии Исава и Иакова: «Возлюбленный! Наблю­дай здесь неизреченную премудрость Божию. Отец, желая изъявить естественную любовь, дает приказание Исаву, а благоизобретательный Владыка через Ревеку приводит в исполне­ние Свое предречение, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Ибо тот, мечтавший иметь первенство и по первородству, и по родительскому к нему расположению, вне­запно всего лишился, потому что не хотел со своей стороны употребить тщания, чтобы быть этого достойным; а сей, поелику имел в себе до­бродетель и был вспомоществуем определением Божиим свыше, вопреки желанию отца, вос­хитил его благословение...Ревекка действовала не по собственной только воле, но и служила орудием к исполнению предречения Божия...

Смотри, как здесь все было делом вышней бла­годати... Что ж, скажешь, Бог помогал такой лжи? - Возлюбленный, не только исследуй, что делается, но вникни в цель: это сделано не для приобретения какой-нибудь земной выго­ды, но из желания снискать благословение отца. Не на то смотри, что слова Иакова были ложь, но имей в мысли то, что все устроил таким обра­зом Бог, дабы привести в исполнение Свое предречение. А чтобы тебе убедиться, что Бог все это облегчил и трудное сделал удобоисполняемым, смотри, как праведник не мог проникнуть об­мана, но верит словам Иакова и, вкусив снедей, платит ему за них благословением. Да и Исав возвратился с ловитвы не прежде, как уже все было сделано, дабы мы из всего этого позна­ли, что совершившееся было по воле Божией». На Быт. Бесед.LIII

Иаков, получающий благословение пер­венства, а Исав, теряющий оное, по изъясне­нию Ап. Павла (РимлЛХ), изображают тайну определения Божия о призвании язычников и отвержении Иудеев. На сию тайну указыва­ют и слова Спасителя: «Глаголю вам, яко мно- зи от восток и запад придут и возлягут с Ав­раамом и Исааком и Иаковом во царствии не­бесном; сынове же царствия изгнаны будут во тьму кромешную» (Матф. VIII, 11.12).

Возвращение Иакова из Месопотамии

Когда благословение, ниспосланное Богом на Иакова и на все, ему принадлежавшее во время пребывания его у Лавана, возбудило за­висть в сем последнем и в сыновьях его, то Свя­той Патриарх увидел, что благоразумие требо­вало оставить Месопотамию, подобно тому, как он оставил некогда землю Ханаанскую, чтобы избегнуть гнева Исавова. Но, опасаясь действо­вать по собственной воле, он долго не решался исполнять своего намерения; наконец, Господь явился ему и сказал: «Возвратись в землю отцов твоих, на родину твою: Я буду с тобой». Тогда Иаков открыл свое намерение женам своим Ра­хили и Лие: они одобрили его и согласились сле­довать за ним. Итак, Иаков посадил жен и детей своих на верблюдов и бежал с ними из дома те­стя своего Лавана, взяв с собой свои стада и все, приобретенное им в Месопотамии, и отправился в землю Ханаанскую к отцу своему Исааку.

Лаван в это время занимался стрижением овец; воспользовавшись его отсутствием, Ра­хиль унесла его идолов и взяла их с собой. Иа­ков, решившись оставить как можно поспешнее дом тестя своего, не известил его о своем отъез­де, боясь, чтобы он не стал удерживать его. Он уже перешел Евфрат - тогда только, уже на тре­тий день, Лаван узнал о его бегстве и тотчас от­правился за ним в погоню с сыновьями и род­ственниками своими и со всеми рабами, гнался за ним семь дней и, наконец, догнал, намерева­ясь отомстить ему за бегство: но Бог явился ему во сне и запретил оскорблять Иакова.