Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Увидевшись с Иаковом, Лаван сказал ему: «Зачем ушел ты тайно от меня и увел с собой дочерей моих, как пленниц? Зачем скрыл ты от меня отъезд свой? Я отпустил бы тебя с весе­льем и песнями, при звуке тимпанов и гуслей! Ты не дал мне поцеловать в последний раз до­черей и внуков моих; ты поступил безрассудно, и я мог бы теперь воздать тебе злом за зло, но Бог отца твоего сказал мне вчера: «Не оскор­бляй ничем Иакова.

— Он не знал, что идолы были у Рахили. - Лаван начал искать своих идолов, но не нашел их в шатрах ни у Иакова, ни у Лии, ни у двух служанок, и, наконец, вошел в шатер Рахили, но она поспешила положить идолов под вер­блюжье седло и села на него: осмотрев шатер, Лаван не нашел их и здесь. Тогда Иаков с гне­вом сказал ему: «Что я тебе сделал? Зачем ты погнался за мной и теперь своими поисками привел в беспорядок все имение мое? Что на­шел ты здесь, принадлежащего тебе? Затем ли провел я двадцать лет с тобой?.» Здесь Иаков в сильных чертах выставил скупость Лавана и свою верность, и усердие к нему, которые до­казать он имел столько случаев... Но, наконец, они помирились и расстались, дав друг другу клятву жить в дружбе.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Позволительно ли было Рахили украсть идолов отца своего? - Некоторые толкователи Св. Писания во извинение поступка ее представ­ляют то, что идолы, которые, вероятно, были золотые или серебряные, взяты ею в вознаграж­дение за несправедливость Лавана, который не дал приданого ни ей, ни сестре ее Лии и не воз­наградил достаточно Иакова за его услуги. Не­которые полагают, что Рахиль хотела через это отнять у отца своего предмет идолопоклонства. Правда, в этом случае Рахиль действовала, по- буждаясь ревностью справедливой; но действие, само по себе противное закону Божию, не мо­жет быть оправдано доброй целью: «не должно,- говорит Ап. Павел, - творить злая, да придут благая» (Рим.III. 8).

Иногда неблагодарность и забвение, или еще более, несправедливость и притеснение бывают воздаянием за труды самые усердные, честные и полезные: но должен ли поэтому трудящийся упасть духом и прийти в уныние? - Нет! Самое лучшее оружие против несправедливости есть терпение и непобедимое мужество.

Иосиф, проданный братьям

Возвратившись из Месопотамии, Иаков посе­лился в земле Ханаанской, где жил и отец его. У него родйлись 12 сыновей, и младший из них Иосиф был его любимцем; такое предпо­чтение навлекло на него ненависть братьев, кото­рая особенно усилилась по следующему случаю.

«Послушайте, - говорил он им однажды, — ка­кой видел я сон: мы вязали снопы на поле, и вот мой сноп встал и стал прямо, а ваши снопы окру­жили его и поклонились ему». «Неужели ты бу­дешь царствовать над нами, а мы будем твоими подданными»? - отвечали ему с досадой братья. Он еще видел и другой сон, который также рас­сказал отцу и братьям. «Я видел во сне, - гово­рил он, — что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне». Услышав это, отец сделал ему выговор, говоря: «Что это за сон, виденный тобой? Ужели твоя мать, твои братья и я придем поклониться тебе до земли»? Братья досадовали на Иосифа, а отец сохранил в уме рассказанное им, размышляя о намерениях Божиих каса­тельно этого отрока.

Однажды братья Иосифа пошли со стадами отца своего в Сихем, и Иаков послал его про­ведать их. Увидя издали подходившего к ним Иосифа, братья вздумали воспользоваться этим удобным случаем в удовлетворение своей злобы, вознамерились убить его и сказали друг дру­гу: «Вот идет этот сновидец! Пойдем, убьем его, бросим в какой-нибудь колодец и потом ска­жем, что он растерзан лютым зверем: тогда уви­дим, что будет из снов его». Услышав это, Ру­вим сказал братьям: «Не проливайте крови его, но бросьте его здесь в пустыне — в этот колодец». Он говорил это с тем намерением, чтобы изба­вить Иосифа от рук их и возвратить его к отцу.

Лишь только Иосиф подошел к братьям, они сняли с него прекрасную разноцветную одеж­ду, сделанную ему отцом в отличие от братьев и бывшую, вместе с другими знаками любви престарелого отца к Иосифу, причиной их зави­сти, и бросили его в безводный колодезь, с тем, чтобы там уморить его голодом. Вскоре уви­дели они караван Измаильтян, которые везли в Египет различные благовония, и Иуда сказал братьям: «Что нам пользы убить нашего бра­та и скрыть смерть его? Лучше продадим его этим Измаильтянам и не обагрим рук наших его кровью, ибо он брат наш». Братья на это со­гласились и, когда Мадиамские купцы прохо­дили мимо их, вытащили Иосифа из колодезя и продали им за двадцать сиклей серебра.

Между тем Ма- дианитяне отвели Иосифа в Египет и продали Пентефрию, евнуху Фараона и начальнику те­лохранителей его. Господь пребывал с Иоси­фом, который был благоуспешен в делах своих и, живя в доме господина своего, пользовался его полной доверенностью. Но, будучи оклеве­тан, он был заключен в темницу, где скоро имел случай показать свою мудрость, изъяснив сны хлебодара и виночерпия царских, находивших­ся вместе с ним в темнице.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Так, среди злоумышлений, в рабстве и са­мом глубоком унижении, к которым привела Иосифа зависть братьев, Господь обратил злобу человеческую к его возвышению и прославле­нию. Не должно думать, чтобы в этих происше­ствиях было что-нибудь случайное, что-нибудь такое, что зависело только от причин челове­ческих: самих врагов и сами препятствия Бог заставляет служить Своим предначертаниям, чтобы показать нам, что никто не может воспре­пятствовать исполнению Его воли. Итак, когда тебя преследуют, не отчаивайся, не ропщи, не ожидай конца искушения и будь уверен, что Бог и само гонение может обратить в твою поль­зу. Все, чего Он от нас требует в этом случае, есть непоколебимое терпение.