Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

В Священном Писании Нового Завета значе­ние медного змея открыто еще с большей ясно­стью. Змеи, которых укушение сопровождалось чувством нестерпимого жара в теле, изображали демонов и змея древнего, князя их (Апок.ХП,9): они смертельно уязвляют нас и воспламеняют в сердцах наших палящую жажду, которая ни­чем утолена быть не может и оканчивается смер­тью. Их яд, проникая все существо наше, и нас

самих превращает в змей, ибо ко всем греш­никам относится то, что Иисус Христос и Его Предтеча сказали об Иудеях: змия порождение ехиднова ( Матф. III, 7. XXIII, 33.). Иисус Хри­стос безгрешный/чтобы исцелить нас и избавить от смерти, явился в подобии плоти греха (Римл. VIII,3). Как змей, повешенный на кресте, исце­лял тех, которые к нему приближались и на него взирали, так Иисус Христос, распятый на кре­сте, спасает тех, которые приближаются к нему сердцем сокрушенным и взирают на Него с ве­рой и упованием: Яко же Моисей вознесе змию в пустыне, тако подобает вознестися Сыну че­ловеческому, да всяк веруя в Он не погибнет, но иматъ живот вечный (Иоанн.Ш. 14-16). Иисус Христос на кресте есть врачевство единственное, высочайшее, необходимое для всех и всех исце­ляющее: кто, чувствуя тягость своего духовного недуга, взирает на Него с живой верой, кто толь­ко от него ожидает и с полной уверенностью дер­зает просить исцеления, тот, сколь бы ни были застарелы и многочисленны его болезни, не по­гибнет, но жив будет.

Халев

Когда Израильтяне на пути в землю обетован­ную были уже на пределах ее в Кадис-Варни, то Бог повелел Моисею избрать из двенадцати ко­лен по одному человеку и послать их для осмотре- ния земли Ханаанской и для собрания сведений о изобилии плодов, ею производимых, о числе и силе ее обитателей и о городах и укрепленных местах, в ней находившихся. Сии соглядатаи рас­сказами своими о чрезвычайном могуществе на­родов, обитавших в земле Ханаанской, привели Израильтян в уныние и смятение; Израильтяне возмутилиеь против Моисея и Аарона, и хотели возвратиться в Египет, избрав себе другого вождя вместо Моисея. Напрасно Иисус Навин и Халев, бывшие в числе соглядатаев, старались успокоить народ уверениями в несомненной помощи и за­щите Всемогущего Бога - их хотели побить каме­ньями. Разгневанный этим, Господь объявил, что ни один из вышедших из Египта не войдет в зем­лю обетованную, кроме Иисуса Навина и Халева.

- Тогда Моисей сказал мне с клятвой:

«Земля, на которой ты стоял, будет навсег­да наследием твоим и детей твоих, ибо ты по­служил Господу Богу моему. Господь сохранил до сего дня жизнь мою; уже сорок пять лет про­шло с того времени, и мне теперь восемьдесят пять; но я и теперь так же крепок, как и тогда, когда был послан осмотреть страну. Итак, дай мне эту гору, которую обещал мне Господь, как ты слышал сам: на ней живут все исполины в крепких городах, и я хочу испытать, не будет ли Господь со мной, и не смогу ли я истребить их». Иисус Навин благословил Халева и отдал ему Хеврон во владение.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Бог истины любит сердце правое, отвраща­ющееся ото лжи и двоедушия и готовое лучше претерпеть всякое несчастие, нежели изменить откровенному и благородному характеру истин­ного слуги Божия, а особенно, когда дело каса­ется религии и славы Божией. Смотрите, как Халев награжден за свою верность, и помни­те, что мужественная борьба в защиту истины и справедливости рано или поздно приносит до­брые плоды. Служащий Богу от чистого сердца не лишится награды.

Действия Халева в отношении к получе­нию земли, которая была обещана ему и потом­кам его, достойны подражания: он не употре­бляет ни изворотов, ни хитростей, но прямо, со справедливым сознанием своего достоинства, объявляет свое право на то, что ему принадлежит. В Иисусе Навине мы видим человека Божия: он спешит воздать должное истинной заслуге.

Наказание Ахара

Господь передал в руки Израильтян укре­пленный город Иерехон, царя Иерехонско- го и все, что было в городе; стены города, после семидневного обхождения около их с Кивотом Завета, должны были пасть сами собой, при вос­клицании народа и звуке трубном. Тогда Ии­сус Навин сказал народу: «Господь передал вам Иерехон. Да будет сей город проклят, да будет пощажена только одна Раав со всем, находя­щимся в доме ее, за то, что она скрыла в доме своем соглядатаев, посланных нами. Берегитесь брать что-нибудь из того, что вы найдете в горо­де, чтобы не навлечь гнева Божия на весь полк Израильский: все золото и серебро, все сосуды медные и железные, которые найдены будут, да будут посвящены Господу и да будут положены в сокровищницу Скинии».

Раздался клик народный и глас трубный - и стены пали: Израильтяне вторглись в город, взяли его и убили всех, кто был в нем, - мужей, жен, детей, старцев; не было пощады и живот­ным. Был пощажен только дом, по повелению Иисуса Навина, дом Раавы со всем, что в нем на­ходилось. Тогда Иисус изрек на город прокля­тье: «Да будет проклят перед Господом человек, который дерзнет восстановить город Иерехон; да умрет первенец его в то время, когда он будет полагать ему основание, и да погибнет послед­ний из детей его, когда он поставит врата его».

Некоторые из Израильтян преступили запре­щение и утаили часть того, что было запрещено им брать под клятвой: между таковыми нахо­дился и Ахар из племени Иудина. Это навлекло на Израильтян гнев Господень, который скоро обнаружился при нападении их на город Гай: как этот город казался незначительным, то со­глядатаи донесли Иисусу Навину, что не нужно идти против него всему народу Еврейскому, а достаточно трех тысяч человек для его взятия; Иисус Навин исполнил этот совет - но войско, вместо обычной победы, потерпело поражение и обратилось в бегство. Иисус растерзал одежды свои и со всеми старейшинами Израильски­ми пребывал до вечера, пав ниц перед Господом и посыпав пеплом головы; он воззвал к Госпо­ду: «Господи! Неужели за тем перевел Ты народ Твой через Иордан, чтобы предать нас в руки Амореев и погубить? Зачем не остались мы за Иорданом, чтобы там поселиться? — Теперь Хананеяне и все обитатели этой земли, услы­шав о нашем поражении и бегстве, соединятся между собой, окружат нас и истребят имя наше на земле, и что будет тогда со славой Твоего имени?» Господь отвечал Иисусу: «Встань! Из­раильтяне согрешили и преступили Завет Мой: они утаили и спрятали между имением своим часть сокровищ Иерехона, которые с клятвой запрещено было брать. За сие Израиль не устоит против врагов своих и побежит от них; Я не буду более с вами, доколе вы не истребите клятвы из среды своей». Иисус собрал народ, по повеле­нию Божию, и объявил, что виновный в татьбе должен быть сожжен. Чтобы отыскать его, спер­ва бросили жребий по коленам; и он упал на ко­лено Иудино, потом бросили жребий по сонмам и домам этого колена, и он пал на сонм Зары и на дом Замвриин, и указал в нем на Ахара.

Тогда Иисус сказал Ахару: «Сын мой, воз­дай славу Господу и признайся в том, что ты сделал». Ахар отвечал ему: «Поистине, я согрешил перед Господом Богом Израилевым! Вот проступок мой: увидев между добычей пре­красную пурпурную одежду, двести сиклей се­ребра и золотой сосуд в пятьдесят сиклей, я за­хотел иметь их, взял и зарыл в земле под ша­тром моим». Иисус послал отыскать серебро, сосуд и одежду — и все было найдено в том месте, которое указал Ахар: все это было принесено пред Иисуса и пред Изхраильтян. Ахар и все его семейство побиты камнями и со всем их имуществом сожжены, а над телами его, дочерей его и сыновей наметана груда камней.