Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

В падении Иерехона можно видеть образ действия благодати Божией в душе грешни­ка. При посредстве слова истины, разрушают­ся твердыни царства греховного, подобно тому, как при звуке труб пали неприступные стены города. Но горе грешнику, если после того, как разрушено царство греха в сердце его, он сно­ва, по своему нерадению, подпадает под власть своего жестокого врага! Евангелие говорит, что злой дух, изгнанный из человека, пользуясь не­радением его, возвращается и поймет с собой седмь иных духов лютейших себе, и вшедше жи­вут ту: и будут последняя человеку тому гор­ше первых (Матф. XII, 45).

«Аще утаится кто в сокровенных, и Аз не узрю ли его? Рече Господь...Очи Мои на всех путех их: не сокровенны суть от лица Моего, и не утаена суть беззакония их от очию Моею» (Иереем, XXIII, 24. XVI, 45). Ничто не может утаиться от всеведенья Божия! Беззаконие, со- деланное тайно, обличается Богом и наказыва­ется явно: поразительный пример этого пред­ставляется на Ахаре.

Бог есть любы, и, как Он часто говорит в Священном Писании, не хощет смерти греш­ника, но еже обратитися и живу бытии ему. Но при этом не должно забывать также, что Бог есть и бесконечное правосудие. Посылая нака­зание грешнику, Он хочет всегда, чтобы зло по­служило к добру, если не прямо, то, по крайней мере, косвенно, как пример: Он хочет, чтобы кара, посылаемая Им за грех, внушала святой ужас тем, которые являются нечувствительны­ми и неблагодарными к Его благости.

Дочь Иеффая

За непослушание и неблагодарность к Богу, в которые Израильтяне впадали много раз после Иисуса Навина, Господь разгневался на них и предал их в руки Филистимлян и Ам- монитян, которые жестоко угнетали их в про­должение нескольких лет. Вразумленные сим бедствием, они пришли в раскаяние, обратились к Господу, ниспровергли в земле своей идолов языческих и стали опять поклоняться Господу Богу, и Он умилосердился над ними.

Чтобы освободить их от порабощения, Бог избрал Иеффая, уроженца Галаадекаго. Быв изгнан братьями из дома отеческого, он сде­лался начальником скопища людей праздных, занимавшихся разбоем. Когда Аммонитяне ополчились против Израильтян, старейшины Галаадские пришли к Иеффаю и умоляли его идти им на помощь, предлагая ему начальство над собой: Иеффай, упрекнув их в том, как они прежде поступили с ним, и взяв с них обещание поставить его начальником народа в случае по­беды над Аммонитянами, пошел с ними, и весь народ избрал его начальником своим. Иеффай дважды посылал послов к царю Аммонитскому, чтобы представить ему несправедливость его действий и убедить его оставить в покое народ Израильский: но царь невразумился.

Дух Божий исполнил Иеффая: он высту­пил с войском против Аммонитян и, отправля­ясь в поход, дал Господу обет, в случае победы посвятить ему, или принести во всесожжение первое, что выйдет ему из дома его на встре­чу по его возвращении. Господь предал врагов в руки его: он взял и разрушил многие города их и опустошил страну их; Аммонитяне долж­ны были покориться Израильтянам.

Когда он возвратился из похода и прибли­жался к дому своему, единородная дочь его вы­шла ему навстречу. Увидев ее, Иеффай раздрал одежду свою: сердце его было в тяжкой борьбе между сознанием обязанности исполнить обет, данный Богу, и родительской любовью к доче­ри. Но дочь сказала ему: «Родитель мой! Если ты дал обет Господу, исполни его; я прошу у тебя только одного: отпусти меня на два ме­сяца в горы оплакивать мое девство». Иеффай исполнил желание дочери; по прошествии двух месяцев она вернулась к нему и, по обету его, посвятила себя на служение Господу, во всю жизнь пребывши девой.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Господь в гневе Своем часто карает народы, семейства, людей порознь. Несчастия и уда­ры от руки Божией, каковы бы они ни были, могут быть и действительно бывают средства­ми к спасению, которые Провидение посыла­ет людям, чтобы заставить их прийти в себя, смириться и покаянием заслужить прощение и милосердие. Сколько душ своим обращением одолжены несчастиям, которыми Бог, по бла­гости Своей, наказал их грехи! Это доказывает опыт Израильтян: «Егда убиваше я, — говорит о них Псалмопевец, - тогда взыскаху Его, и об- ращахуся, и утренневаху к Богу: и помяну­та, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть» (Пс.ЬХХУП, 34,35.) О не­изреченное чудо Твоей бесконечной премудро­сти, Господи! Ты наказуешь тех, кого любишь! Что мир называет несчастием, это при нашем раскаянии, при нашей покорности Твоей свя­той воле, делается истинным источником мира, утешения и блаженства.

Обет Иеффая некоторым кажется необду­манным и исполнение его жестоким и про­тивным закону Божию. Но для предупрежде­ния всякого невыгодного суждения о Иеффае и о его обете должно заметить,: во-первых, что Апостол Павел свидетельствует о вере Иеффая и причисляет его к праведникам Вет­хого Завета, ревнителям благочестия и правды (Евр.XI,32-33.).; во-вторых, книга Судей пред­ставляет его мужем, исполненным Духа Бо­жия: и бысть на Иеффае Дух Божий; в-третьих, из той же книги Судей можно заключить, что Иеффай не принес свою дочь во всесожжение, что противно было Закону Божию, а только по­святил на служение Богу, с тем, чтобы она всю жизнь пребывала девой - и сотвори на ней обет свой, им же обещася; и сия не позна мужа.

Далида предает Сампсона

Сампсон, двенадцатый из судей Израиль­ских, отличался необыкновенной силой. Раз пришел он в Филистимский город Газу: узнав об этом, Филистимляне поставили тайную стражу у городских ворот, с тем, чтобы схватить и убить его, когда он будет выходить из города. Но Сампсон встал в полночь и пошел из города; дошедши до городских ворот и нашедши их за­пертыми, он снял их с вереями и запорами, по­ложил на плечи, и, прошедши на одну из близ лежащих гор, оставил их на ней, в насмешку над ухищрениями Филистимлян.