Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Отрок вырос и, раз пришедши на поле к отцу во время жатвы, сделался болен: отец прика­зал отнести отрока к матери его - и он в полдень умер на коленях ее. Она положила его в горни­це Елисея на постеле его и, выпросивши у мужа одного слугу-с ослицей, отправилась к Пророку на гору Кар ми ль, где он тогда находился. При- шедши на гору, она пала к ногам человека Бо­жия и открыла ему печаль свою. Елисей ска­зал Гинезию: «Соберись в путь, возьми посох мой, иди в дом сей женщины и возложи посох мой на лице умершего отрока». А неутешная мать сказала Пророку;

«Как жив Господь, и жива душа твоя, так и я не отступлю от тебя, пока ты не пойдешь сам за мной». Итак, он отправился за ней в дом. Меж­ду тем Гинезий, пошедши наперед, возложил по­сох его на лице отрока; но умерший пребывал бездыханен. Елисей, сам вошед в дом, увидел мертвого отрока на постеле своей, затворил дверь и, оставшись один, вознес молитву к Господу; по­том семь раз распростерся над умершим: тогда отрок открыл глаза, и Пророк, призвав Сомани- тянку, отдал ей сына ее. Она прицала к стопам Пророка и возблагодарила Бога.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Познаем из этого трогательного происше­ствия высокое достоинство странноприимства. Соманитянка приняла и успокоила странника Елисея. Вместе со странником благодать Божия поселилась в жилище ее - и дело милосердия получило богатую награду. И может ли быть иначе, когда приемлющие странника под кров свой в лице его приемлют Самого Иисуса Христа по глаголу Его: Странен бых, и введосте Мене!

В молитвах и слезах Соманитянки об умер­шем сыне ее представляется обличение нечув­ствительности тех родителей, которые оставля­ют детей своих коснеть в смерти греховной, не способствуя их духовному воскресению настав­лением, обличением, и, всего более, пламенной молитвой за них к Богу.

В истории Соманитянки, и особенно в об­стоятельствах, сопровождавших воскресение сына ее, можно видеть изображение промыш- ления Божия о спасении рода человеческого. — Сын Соманитянки представляет род человече­ский, пораженный смертью духовной. Для его духовного оживотворения явился Моисей, воо­руженный жезлом закона, - но закон немоще- ствоваше (Римл. VIII, 3.) - оказался бессиль­ным к оправданию и спасению человека. Бог Отец умилосердился над нами, и нас мертвых прегрешеньми, воскресил и оживил Единород­ным Своим Сыном, Иисусом Христом^ Он со­шел с небес и Своим воплощением снисходит до человека, приближается к нам, склоняет к нам свое величие и, по непостижимому чуду любви, приспособляется к нашей немощи; он принимает на Себя смертность и немощь наше­го естества, чтобы даровать нам жизнь и силу. Себе умалил, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Филипп. II. 7.), Он со­вершил то великое дело, еже Отец Небесный даде Ему да совершит, и вверил нас попече­нию нашей матери Церкви.

Помазание Иоаса и возведение его на царство

Пофолия, мать Охозии, по смерти сына своего истребила все царское племя; один из сынов Охозии, Иоас, был спасен Иосавефой, еврей тет­кой, и скрыт от ярости Гофолии в храме Господ­нем, где он жил до шести лет в тайне. Гофолия в это время царствовала в Иудее, предаваясь идо- лослужению: она даже отняла у храма Божия священную утварь и разные вещи, в него пожерт­вованные, и отдала все это в капище Баалово.

Спустя шесть лет по смерти Охозии, Перво­священник Иодай, собрав начальников войска Иудейского, показал им сына царева и вверил им и войску его охранение. Потом он собрал в Иерусалим Левитов из всех городов Иудей­ских и начальников всех родов Израильских, роздал им оружие и, представив им юного Иоа- са, возложил на него венец, облек его в порфиру царскую, дал ему в руку книгу закона, провоз­гласил его царем и помазал его на царство — все воскликнули: «Да здравствует царь!»

Услышавши клики народа, Гофолия пришла в храм: увидев Иоаса, стоящего на возвышен­ном месте при входе в храм среди ликующего народа, она раздрала одежду свою и воскликну­ла: «Измена! Измена!» Иодай приказал воена­чальникам: извлечь ее за ограду и там умерт­вить.— Это тотчас было исполнено. Восстано­вив таким образом законного Царя, Иодай взял обещание с Царя и народа вести себя так, что­бы достойно называться народом Божиим. Весь народ устремился на храм Ваала, разрушил его,

разбил идолов и перед жертвенником умертвил Мафана, жреца Ваалова. Иодай поставил стра­жу около дома Господня й восстановил в нем об­ряды и жертвоприношения по закону Моисееву и по; установлению Давидову. Вместе с сотника­ми и начальниками народными, он вывел царя из храма, ввел, его во дворец царский и посадил на престоле., Весь народ возрадовался, и в Иеру­салиме водворился мир.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

В истории народов мы нередко видим, как Промысл Божий являет свою силу, восстановляя падший народ или спасая находящуюся в опасности Церковь через одного человека, разрушая рукой его тщетные замыслы Своих упорнейших врагов. В Иосифе, освобожденном из рабства в Египте, в Моисее, спасенном из вод Нила и воспитанном при дворе Фараона, в Иоа- се, сохраненном от руки Гофолии в храме, в Да­виде, в Иеффае, во многих других открывается нам эта Божественная премудрость, непрестан­но бодрствующая над судьбой царств и наро­дов, защищающая их от врагов и избавляющая от величайших опасностей. Да памятуют сие народы и да возлагают свое упование не на му­дрость человеческую и не на руку сильных, но на помощь небесную и силу Всевышнего!