Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Товит

Товит, из колена Неффалимова, был женат на Анне, из того же колена, и имел от нее сына Товию. Когда Израильтяне были побежде­ны Ассириянами и отведены в плен в Ниневию, не избег и Товит участи своих собратий и был отведен туда же со всем семейством своим. Но и в пленении он остался почитателем истинно­го Бога, верным закону Его и преданиям оте­ческим: за это Бог наградил его - он заслужил благоволение царя Салманассара. Милостивым расположением царя он пользовался для облег­чения своих плененных собратий: часто посещал их и раздавал им милостыню, Бог награждал его дела милосердия, но посылал ему и несчастья для его испытания. Самым тяжким испытани­ем его веры было лишение зрения. - К делам милосердия его относилось и то, что он преда­вал погребению тела своих несчастных едино­племенников, лишенных жизни по повелению жестокого Сеннахирима, преемника Салманас­сара. Однажды, после такого труда, он отдыхал подле стены: из птичьего гнезда, находившего­ся на стене, упала ему на глаза нечистота - и от этого сделались бельма на глазах его, и он ослеп. Но Бог, пославший испытание вере и добродете­ли Товита, даровал ему и избавление от скорби и утешение. Товит, по своей сострадательности к нуждам ближних, одному своему родствен­нику Гаваилу, жившему в Мидийском городе Рагах, дал взаймы десять талантов без всяко­го обеспечения; вспомнив об этом, он призвал своего сына Товию и приказал ему отправиться к Гаваилу и получить с него деньги, которые сей был ему должен. - Юноша тотчас отправился, и Господь послал ему спутника Ангела Рафаила, принявшего на себя образ такого же юноши, как и он. На пути, когда хотел омыть-ноги-в реке Ти­гре, большая рыба, выскочившая из реки, хоте­ла поглотить его. Ангел приказал ему поймать ее, вынуть из нее сердце, печень и желчь и взять их, говоря, что это принесет много пользы впо­следствии. Когда же они пришли в Экбатану, Товия, по совету Ангела, женился на дочери родственника своего Рагуила Сарре, которая уже семь раз вступала в супружество, и все му­жья ее были задушены демоном в первую ночь брака. Ангел научил Товию отгнать демона по­средством курения рыбьей печенью. Получив деньги с Гаваила, он в сопровождении Ангела благополучно возвратился к родителям. Ког­да они приближались к дому родителей, Рафа­ил сказал Товии: «Как скоро войдешь ты в дом свой, помолись Господу, Богу твоему; потом облобызай отца твоего и помажь глаза его при­несенною тобой рыбьей желчью: глаза его от­кроются, он узрит свет небесный и возрадуется, видя тебя! Услышав о прибытии сына, Товит и Анна вышли ему навстречу и с радостными слезами лобызали его, и благодарили Бога. Тог­да Товия взял рыбью желчь, помазал ею глаза отца своего; отец прозрел и со всем семейством своим, с родными и знакомыми, прославил Бога. Жена Товии, Сарра, прибыла спустя семь дней после мужа своего, который отправился пре­жде ее; она привела с собой свои стада, принесла большую сумму денег, полученную ею в прида­ное, и десять талантов, полученные с Гаваила.

Товия рассказал отцу о всех благодеяниях Бо­жиих, явленных ему во время пути его.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Святой Царь - Пророк Давид, рассуждая в Псалмах своих о праведнике, возлагающем надежду свою на Господа, говорит: «Вышняго положил ecu прибежище Твое. Но придет к тебе зло, и рана не приближится телеси тво­ему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе, со- хранити тя во всех путех твоих: на руках воз- мут тя да не когда преткнеши о камень ногу Твою: на аспида и василиска наступиши, и по- переши льва и змия. Яко на Мя упова, и избав­лю и; покрыю и; яко позна имя Мое: Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есть в скорби, изму его и прославлю его: долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое ( Пс. LXXXX, ст. 9-16). Сии утешительные слова Царя-Пророка подтверждаются многими примерами, особен­но же примерами Товита, сына его, и Сарры, дочери Рагуиловой. Какое непоколебимое в не­счастии ограждение от уныния составляет упо­вание на всепремудрый и всеблагий Промысл Божий и свидетельство непорочной совести! История Товита показывает нам, как мило­стыня привлекает к нам милосердие Божие: Блажены милостивии, яко ти помиловании будут ( Матф.У, 7)! Покровительство, оказан­ное Товии Рафаилом, научает нас чтить Свя­тых Ангелов Божиих и особенно того, которому Бог вверил хранение каждого из нас. Наконец, в исцелении старца Товита мы видим, что Бог посылает на нас, т.е. попускает, болезни, и Бог же исцеляет от них, благословляя естественные врачества и подавая им целебную силу. Как ча­сто люди забывают эту истину! Если бы чаще вспоминали о ней, то мы не видели бы столь неблагодарными к Господу людей, которые от угрожавшей смерти возвращены неожиданно к жизни и к здравию!

Видение Валтасара

Валтасар, царь Вавилонский, приготовил ве­ликолепный пир для тысячи вельмож дво­ра своего. Упившись вином, он повелел подать себе золотые и серебряные священные сосуды, взятые отцом его Навуходоносором из храма Ие­русалимского, и пил из них вино с вельможами своими, восхваляя богов своих. Вдруг явились персты руки человеческой и написали неведо­мые слова на стене палаты, в которой пировал Валтасар. Царь смутился и изменился в лице, он повелел тотчас привести к себе волхвов и гадате­лей и сказал им: «Кто из вас прочтет и изъяснит мне сии слова, тот будет облечен в багряницу, получит золотую цепь на шею свою и будет тре­тьим по мне в царстве моем». Но никто из мудре­цов Вавилонских не мог прочесть таинственных письмен: царь еще более смутился, вельможи его также были в великом страхе.

Услышав о происшедшем, царица пришла к пирующим и сказала царю: «Живи многие лета, царь! Не смущайся: есть в царстве твоем человек, исполненный Духа Божия; он сделал­ся известен мудростью при царе Навуходоносо­ре, отце твоем, и был поставлен от него началь­ником над всеми мудрецами Вавилонскими, ибо нет человека мудрее его в изъяснении снов, в открытии тайн и в разрешении трудных во­просов. - Это Даниил, прозванный Валтасаром: призови его, он изъяснит тебе сии письмена».

Царь призвал Даниила и сказал ему: «Ты ли Даниил, один из пленных Иудеев, приведен­ных отцом моим из земли Иудейской? - Я слы­шал, что в тебе Дух Божий, и что нет человека, который мудростью мог бы сравниться с тобой. Мудрецы Вавилонские являлись пред лицо мое, но ни один из них не мог прочесть сйх письмен: ты слывешь человеком сведущим в изъяснении тайн - объясни мне смысл сих слов, и я повелю облечь тебя в порфиру, возложить на шею золо­тую цепь, и ты будешь третьим по мне в царстве моем». Даниил отвечал: «Я не желаю даров тво­их - отдай их служащим при дворе твоем: я изъ­ясню тебе таинственные слова. Царь! Всевышний Бог дал царство, силу, славу и честь Навуходоно­сору, отцу твоему, и поэтому все народы благо­говели и трепетали перед ним: в его руках были жизнь и смерть всех; он возводил и низводил, кого хотел. Но когда возгордилось сердце его, он был низведен с престола и лишился царства и славы. Он был изгнан из среды людей, жил с ди­кими ослами, питался травой, как вол, и блуж­дал без крова до тех пор пока не признал верхов­ную власть Всевышнего над царствами и над ца­рями. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это: ты восстал против Го­спода Бога, Царя Небесного, повелел принести на пир сосуды, взятые из храма Его, пил из них вино с вельможами твоими, на пиру хвалил без­душных богов своих, которые ничего не видят и не имеют, - но не воздал славы Богу, содержа­щему на деснице Своей жизнь твою. Поэтому Бог послал персты этой руки, писание которой ты ви­дишь. - Вот что написано: Мани, Фекел, Фарес, и вот что значат слова сии: Мани - Бог счел дни царствования твоего и назначил близкий предел ему; Фекел - ты взвешен на весах правосудия Его и оказался слишком легким; Фарес - твое цар­ство разделено и отдано Мидянам и Персам.

Тогда царь повелел одеть Даниила в порфи­ру, возложить на шею его золотую цепь и объ­явить во всем царстве, что он третий по царе. В эту самую ночь исполнился суд Божий: Вал­тасар, царь Халдейский, убит, и ему наследовал Мидянин Дарий.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

В Валтасаре мы видим сластолюбца и свя­тотатца, получившего примерное наказание от Бога. Притом в последней судьбе его нам представляется опыт сей великой истины, что Вышний владеет царством человеческим, и ему же восхощет даст е (Дан. IV, 22).

Эсфирь и Артаксеркс

Артаксеркс, царь Персидский, по наветам пер­вого вельможи своего, злодея Амана, повелел истребить всех Евреев, находившихся в царстве его. Верный Мардохей, дядя супруги царевой, Евреянки Эсфири, узнав об этом, явился к ней и умолял ее просить у царя помилования своим собратьям. «Аман, второй по царе, - говорил он ей, - замышляет погубить нас. Вспомни дни си­ротства твоего, вспомни, как я воспитывал тебя: призови Господа в помощь, поди к царю — и твоим ходатайством спаси нас от погибели». Эсфирь по­велела ему собрать всех Иудеев, живших в Сузах, столице Персии, и вместе с ними три дня и три ночи провести в молитве и посте, а сама со слу­жанками своими облеклась в печальное платье и три дня провела в усердной молитве к Господу. На четвертый день Эсфирь в блестящем одеянии, с двумя прислужницами, пошла к царю, скры­вая под веселым видом свою печаль и страх гнева царева, ибо никто, не быв им призван, не должен был входить к нему. В это время царь во всем бле­ске величия своего сидел на престоле; вид его был грозен. - Увидя Эсфирь, он бросил на нее гнев­ный взгляд, и царица лишилась чувств и упала на руки своих служанок; тогда Бог переменил на милость сердце царево - он сошел с престола своего и старался ободрить ее. Эсфирь сказала ему: «Государь! Увидевши тебя, я помыслила, что вижу Ангела Божия - и сердце мое пришло в смя­тение от величия твоего». Сказавши это, она опять упала и снова готова была лишиться чувств. Тог­да царь сказал ей: «Что ты хочешь, Эсфирь, и ка­кая твоя просьба? Я готов дать тебе даже до по­луцарства моего». Она отвечала ему: «Умоляю царя пожаловать завтра вместе с Аманом ко мне на пир». На другой день царь вместе с Аманом прибыл на пир. Во время пира, Артаксеркс об­ратился к Эсфири и снова подтвердил ей свою готовность исполнить ее просьбу и дать ей даже до полуцарства своего. Эсфирь отвечала ему: «Вот моя просьба: если я обрела милость перед очами царя, и если ему угодно исполнить мою просьбу, то пусть царь вместе с Аманом и завтра пожалует на пир мой; - тогда я открою царю мое желание». Аман с торжеством возвратился в дом свой; про­ходя, он увидел Марходея, который, сидя у двор­ца царского не только не поклонился ему, но даже вовсе не обратил на него внимания. Скрыв свою досаду, гордый вельможа возвратился в свой дом, и, призвав жену свою Зосару и друзей своих, изо­бразил перед ними свое богатство, свою славу и почести, оказываемые ему царем и царицей. «Но все сии почести для меня ничто, - присовоку­пил Аман, - пока я буду видеть Еврея Мардохея сидящим на дворе царском». - Зосара и друзья его отвечали ему: «Повели поставить высокую ви­селицу, и испроси завтра утром у царя повеление повесить Мардохея - и тогда с полной радостью пойдешь на пир царицы». Этот совет был по серд­цу Аману, и он приказал поставить виселицу. Но Бог защищал Мардохея от ярости врага его, и со­блюдал Амана, дабы на главу его низринуть след­ствия его зависти.