Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
После этого Дарий всем народам, обитавшим в его царстве, дал указ, которым предписывалось всем подданным его со страхом и трепетом чтить Бога Данилова, ибо Он Бог живой и пребывающий во веки; Его царство не разрушится никогда и власть его пребудет во веки; Он избавляет и спасает, творит знамения и чудеса на небеси и земли; Он избавил Даниила от уст львиных. После этого Даниил продолжал управлять государством в царствование Кира, царя Персидского.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Провидение вознесло Даниила наверх почестей и скоро добродетель его, первая причина его славы, испытана блистательным образом. Высшее достоинство в великом государстве не в силах было поколебать его и совершенная доверенность его государя не могла ослабить в нем чистой веры. Но то, что составляло величие его перед богом и царем, подало людям случай к козням против него, возбудило против него зависть вельмож и подвергло его веру еще тягчайшим испытаниям: однако Даниил был непоколебим в своей добродетели, Даниил не престал молиться - и Господь Сам посрамил злобу врагов его.
Так диавол непрестанно ухищряется отвлечь нас от Бога, дабы мы прилепились к твари; счастлив тот, кто среди искушений усугубляет бдительность и молитву: он не погибнет, доколе не отступит от источника жизни!
Старец Елеазар и семь братьев Маккавеев
Иудеи, после пленения Вавилонского, были в зависимости сперва от Персидских, потом от Македонских, после от Египетских царей; напоследок они подпали под владычество царей Сирийских. Приходном из сих последних, Антиохе Епифане, они терпели жесточайшее гонение. - Он ограбил и осквернил храм Иерусалимский, истреблял Священные книги, запрещал Евреям праздновать субботу и прочие праздники и даже принуждал их оставлять веру отцов и поклоняться идолам, а тех, которые оставались непоколебимыми в вере и законе Бо- жием, предавал жестоким мучениям.
В это время жил благочестивый и мудрый старец Елеазар из почтенного сословия книжников. Он был взят язычниками и принуждаем вкусить пищу, запрещенную законом Божиим. Старец, предпочитая смерть жизни, купленной нарушением закона, отказался, и, когда знавшие его умоляли только показать вид, что вкушает идоложертвенное мясо, отвечал им: «Недостойно преклонных лет моих лицемерие: юноши, видя девяностолетнего Елеазара, преступающего закон, соблазнятся этим примером, и я, сохранив ненадолго мою жизнь, посрамлю старость свою. Что пользы теперь мне избавиться от муки человеческой?— От руки Всемогущего я не избегу ни в жизни, ни по смерти. Если же я теперь умру мужественно, то явлюсь достойным своей старости и юношам подам добрый пример, как умирать ради закона Божия». - Такая речь его еще более раздражила мучителей, и его твердость была увенчана венцом мученическим.
Примеру Елеазара последовали семь братьев, юные Маккавеи, вместе со своей матерью: мучитель заставлял их вкусить свиного мяса, вопреки закону Моисееву - но ни истязания бичами, ни другие мучения не могли поколебать их твердость. Старший из них сказал царю: «Чего хочешь ты от нас? - Мы готовы скорее умереть, нежели преступить отеческие законы». Раздраженный Антиох повелел отрезать ему язык, содрать с него кожу и, отрубив руки и ноги, жарить его на раскаленной сковороде. Мать и братья его, смотря на его мучения, ободряли друг друга к мужественной смерти.
Когда первый испустил дыхание, повели на мучение и второго: содрав ему кожу с головы, спросили его: хочет ли он исполнить волю царя? - Но отрекся и подвергся участи брата своего: он испустил дух, исповедуя свое упование на Бога и надежду воскресения и живота вечного. При последнем издыхании, сказал он царю: «Ты отнимаешь у нас временную жизнь: но Царь мира нас, умирающих за Его закон, воскресит в воскресении живота вечного».
Третий на угрозы мучителя неустрашимо отвечал: «От Бога получил я жйзнь - не страшусь мучений за Его закон: от Него надеюсь получить жизнь вечную». Царь и бывшие с ним удивлялись твердости юноши, но ничто не могло поколебать их жестокости - и он был замучен.
Такой же участи подвергся и четвертый. При последнем издыхании, он обратился к царю и сказал ему: «Мы, убиваемые от человеков, воскресения чаем от Бога: Тебе же воскресения в жизнь вечную не будет».
Пятый, будучи предан мукам, воззрел на царя и сказал ему:
«Хотя ты облечен властью, но ты такой же смертный человек, как и мы: не думай, чтобы Бог нас оставил без защиты и тебя без наказания. Ты некогда познаешь власть Его над собой, и гнев Его откроется на тебе самом и на всем роде твоем».
Шестой умирая, сказал царю: «Мы страждем и умираем за грехи наши: но ты, враг Божий, не надейся остаться без наказания!»