Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Ковчег есть также символ креста. «Чело­век! - восклицает Бл. Августин. - Небо - твое отечество; к нему единому ты должен стремить­ся: но между небом и тобою лежит море житей­ское, исполненное опасностей бурь и подводных камней. Ты не имел средств держаться на этих глубоких водах, непрестанно готовых погло­тить тебя: и вот - пришел к тебе Спаситель при­вести тебя в твое отечество, и Сам сделался пу­тем, по которому ты должен идти: Аз есмъ путь. Путем по морю может быть только древо, пла­вающее по воде и противящееся бурям: это дре­во есть древо креста. Из сего древа состоит этот священный ковчег, этот священный корабль, спасающий души. Тебе трудно войти в этот ков­чег? Ты стыдишься древа креста Сына Божия, древа Его Божественного уничижения, которое одно могло исцелить нас от опасной язвы нашей гордости? Ты стыдишься этого древа, которое посрамляет гордых и спасает их, делая смирен­ными? Безумец! Неблагодарный! Тебе должно переплыть море, а ты презираешь древо!» (Бл. Авг. На Иоанн. Тр. 2.)

Наконец, ковчег изображает нам Пресвятую Деву, благословенную в женах, Которая и Себе и нам обрела благодать у Бога; Пречистую Ма­терь Божию, Матерь Милосердия, на Которую все чада Евы возлагают все упование свое, всех скорбящих радость, прибежище Христиан.

Жертвоприношение Ноя

Наконец, Бог вспомнил о Ное и о животных, бывших с ним в ковчеге, повелел ветру подуть на землю, и воды начали убывать. За­крылись источники бездны и облака небесные, перестали дожди: вода начала убывать с земли спустя полтораста дней, и, в семнадцатый день седьмого месяца, ковчег остановился на горах Араратских; вода все убывала, и, в первый день десятого месяца, показались верхи гор. Спустя сорок дней, Ной открыл окно ковчега и выпу­стил ворона - он вылетел и не возвращался. Че­рез семь дней он выпустил голубя, желая узнать, осушилась ли земля; но голубь не мог найти ни одного сухого места, куда бы сесть, и возвратил­ся к нему: Ной опять взял голубя в ковчег. Еще через семь дней он опять выпустил голубя — го­лубь возвратился к нему вечером с масличной веткой, покрытой зелеными листьями. Таким образом, Ной узнал, что земля осушилась; но, еще через семь дней, он опять выпустил голубя, который уже не возвратился к нему.

И так, в шестьсот первом году жизни Ноя, в первый день первого месяца, поверхность зем­ли была уже совершенно свободна от вод, ее по­топлявших, и Ной, открыв крышу ковчега, по­смотрел и увидел, что земля совершенно суха; в двадцать же седьмой день второго месяца она могла уже быть обитаема. Тогда Бог сказал Ною: «Выдь из ковчега с женою твоей, с сыновья­ми твоими и с женами сыновей твоих; выпусти также всех животных, бывших с тобой: расти­тесь, и множьтесь, и наполняйте землю!».

Потом Ной воздвиг жертвенник Господу и, взяв от всех чистых животных, принес их на нем во всесожжение; Бог, зная сердечное расположение Ноя, принял жертву его в воню благоухания, и сказал: «Не буду более про­клинать землю за грехи человеческие; ибо сердце человека от юности устремлено к злу. Не буду поражать всего живущего, как Я то сделал: сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима не прервутся, пока будет существовать земля». Потом Бог благословил Ноя и детей его, говоря: «Раститесь и множьтесь, и напол­няйте землю!» Он подтвердил также за чело­веком владычество над землей: «Да трепещут перед вами все звери земные, рыбы морские, птицы небесные, и все, что движется на зем­ле: Я даю вам все это в пищу, также как и все, что произращает земля». Бог постановил завет с Ноем и потомством его, обещая ему, что бо­лее не будет потопа; видимым знамением сего завета поставлена радуга: «Душу Мою, рек Го­сподь, полагаю во облаце, и будешь знамение завета вечного между Мной и между землей».

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Святой Киприан в вороне, о котором гово­рит Моисей, видит поразительное изображение грешника, прельщенного пристрастием к миру. Его страсти - это кумиры, которым он всего себя приносит в жертву; его душа, сделавшаяся совершенно плотской, любит только тление и утешается тем, что ее оскверняет и убивает. Ценой своего вечного спасения, купив кратков­ременное и гибельное удовлетворение своих не­чистых похотей, он успокаивает свою совесть одним исполнением некоторых внешних обря­дов религии, сколько того требуют обществен­ные приличия и его собственные выгоды. Го­лубь, по изъяснению Святых Отцов, изобража­ет души святые, чистые, которые среди внеш­них занятий, требуемых порядком общежития, не находят во всем мире места, где бы сердце их обрело истинный покой. Страшась заразы века сего, они горят желанием возвратиться в ков­чег, к истинному Ною - Иисусу Христу, Боже­ственному Утешитейю в скорбях, неразлучных с бедствиями сей жизни, которые, как потоп, отовсюду обуревают Христианина. Масличная ветвь, принесенная голубем, знаменует неиз- глаголанный мир, которым Святой Дух испол­няет верную душу, бегущую духа мира сего.

Сама ли по себе была благоприятна Богу жертва Ноя? - Нет: она была благоугодна Ему потому, что очи Его, проникающие в сокро­венные изгибы сердца, видели в ней искрен­нюю дань покорности и благодарности сего до­стойного Патриарха.

Мы, живущие в Новом Завете и более бла­женные, нежели Ной, должны приносить Богу жертву совершеннейшую, по наставлению Апостольскому: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, сло­весное служение ваше; зиждитеся в храм

духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови, Иисус Христом. (Рим.XII, 1. 1 Петр.II, 5.) Для удо­влетворения наших духовных нужд есть свя­щеннодействие, превосходнейшее жертв Вет­хозаветных, ежедневно повторяемое в Боже­ственной Литургии, - жертва крестная. Поза­ботимся о том, чтобы достойно принимать сей несравненный дар милосердия Божия!

Переселение Авраама

В то время, когда Авраам жил еще в земле Ур, в Халдее, Господь воззвал к нему: «Оставь отечество твое, родных твоих и дом отца твоего и иди в землю, которую я тебе укажу. Я произ­веду от тебя народ великий, благословлю тебя и прославлю имя твое; благословлю и тех, ко­торые будут благословлять тебя, прокляну тех, которые будут проклинать тебя, и все народы земные благословятся о том, Который родится от тебя». Авраам пошел, как повелел ему Го­сподь; ему было тогда 75 лет от роду. Он взял с собой жену свою Сарру и племянника своего Лота, все, что им принадлежало, и домочадцев, которые у них родились в Харране.