Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
Иоанн Креститель, по замечанию Блаженного Иеронима, первый проповедует о Царстве небесном, - преимущество предоставленное одному Св. Предтече Мессии. Иудеи ожидали тогда Спасителя, царствование Которого,, исполненное великолепия, сделает их счастливыми на земле и победителями врагов; ибо во все времена ветхаго Закона им обращаемы были блага временные и наградами земными они привлекаемы были к точному исполнению заповедей Божиих; но как скоро настало время нового Закона, Иоанн начинает открыто проповедовать истину и возглашает в пустыне, где Дух Божий обыкновенно любит говорить сердцу человеческому, это столь удивительное и неслыханное слово: Покайтеся!... Вот приближается время исполнения данных вам в течение стольких веков обетований; и начало не временного и преходящего царства, каким вы его воображали доселе, но царства небесного. Иоанн проповедовал Иудеям покаяние, говорит Св. Иларий, при приближении царства небесного, - потому что только чрез покаяние они могли отказаться от заблуждения, в котором находились, и выйти из бездны своих грехов, приняв твердое на- мёрение оставить их.
Увы! Может быть вы уже находитесь при конце своей жизни; ваши лучшие дни миновались; свет померкает в ваших глазах, и вы почти достигли той минуты, когда надобно перейти в царство небесное, если старались заслужить его. Если же вы и не заслужили его, то не всё ещё потеряно для вас: Покайтеся\... Как бы ни были вы далеки от пристани, покаяние может вас привести туда. Восплачьте о пренебрежении стольких милостей, о потере стольких лет для вечности: и сии слёзы, если только они искренни, могут ещё вознаградить ваши потери и избавить вас от слёз вечных.
Иоанн крестит и учит приходящих к нему
(Матф. 3, 5. 6. 7. Лук. 3, 8-18)
Ревность Иоанна Крестителя скоро сделалась известною и уважаемою: «Тогда Иерусалим, вся Иудея и вСя окрестность Иордана выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же многих Фарисеев и Саддукеев, идущих к нему креститься, он сказал им: «Порождения ехидны! Кто вразумил вас бежать от наступающего гнева? Если привели вас сюда страх суда Божия и искреннее желание обратиться: Принесите плоды, достойные покаяния, и пусть ваши добрые дела будут верным признаком вашего истинного обращения к добру; но если ваши намерения преступны, если наружный вид добродетели скрывает только ваше лицемерие, честолюбие и злость: не говорите в себе: мы отцем имеем Авраама: ибо сказываю вам, что может Бог из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли также и мытари креститься у него и сказали ему: Учитель! Что нам делать? Он ответствовал им: не берите больше надлежащего. Спрашивали его также и воины, говоря: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте; не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. Когда же народ был в недоумении, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне: не Христос ли он? Ответствовал Иоанн всем, говоря: «Я крещу вас водою; но грядет Сильнейший меня, Которому я не достоин развязать ремень у сапога; Тот будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата в руке Его; и Он вывеет хлеб на гумне Своем, и соберёт пшеницу в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым. Много и другого благо- вествовал Он народу, увещевая его.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Взгляд на множество народа, собравшегося вокруг Св. Иоанна, представляет действительную пользу; когда вникнем какой был плод его пришествия. Иоанн желает не нравиться, но только приобретать души Иисусу Христу; с другой Стороны к нему приходят не удивляться ему, но пользоваться его учением и примером.
Крещение, совершаемое Иоанном Крестителем, не имело силы таинства отпущать грехи, это было не более, как известный, употреблявшийся под сим именем у Иудеев, обряд очищения законных нечистот. Впрочем, крещение Иоанново было замечательно тем, что ему предшествовало покаяние, то есть, скорбь о грехах и отвращение от них, дела удовлетворения за неправды и перемена жизни, и что оно сопровождалось исповеданием грехов. Оно было совершеннее Иудейского; это, по мнению Св. Иоанна Златоустаго, был как бы мост, проводящий от крещения Иудейского к крещению Иисуса Христа, высший первого и низший второго.
Заметим мимоходом, против нечестивцев, утверждающих, будь-то Священники установили исповедь, что Евангелие здесь очень ясно говорит os исповеди, не беглой и кое-какой, не о признаний себя только грешником вообще, не о неопределённом признании в проступках и неисполнениях закона мыслию, словом и делом; нет, это было ясное и подробное открытие своих прегрешений, противных закону. Такова была исповедь Иудеев, когда они клали руки на голову жертв о грехе. (Прим. Некоторые достойные люди уверяют, что Иудеи при самой кончине и доселе исповедаются почти так же, как и мы. Обратившийся знаменитый Раввин, кавалер
Драк, в своём рассуждении, недавно напечатанном в Риме [год издания1851], доказал ложность этого мнения, в котором Православие не имеет нужды для того, чтоб подтвердить Божественное установление исповеди вопреки насмешкам неверующих, ожесточённых против такого священнодействия, которое так сильно противоречит их нечестию.) Из деяний Апостольских видно, что обращавшиеся язычники приходили исповедывать грехи свои к ногам Апостольским. Это доказывает, что исповедание грехов вообще и в частности - не новое изобретение, но было освящено и подробно учреждено самим Иисусом Христом, когда Он установил таинство покаяния; ибо Апостолы не могли бы с точностью пользоваться правом вязать и разрушать, которое даровано им Божественным Учителем, не зная, каковы были грехи, которые они должны были отпускать или держать, а самое простое и естественное средство узнать их есть исповедь.
Когда надлежало сокрушить ожесточённые сердца Фарисеев, Иоанн Креститель показывает пламенную и строгую ревность Илии: Порождения ехиднины - говорит он им; но его ревность кротка, и как у Моисея, снисходительна к мытарям и воинам, поведение которых заслуживает более снисхождения. Итак, истинные служители Иисуса Христа и вообще все люди, имеющие какую-либо власть, далеки и от чрезмерной ревности, всё осуждающей, и от слабой ревности, всё извиняющей. Истинная ревность должна быть мудра и благоразумна, и потому,
то кротка, то строга, смотря по различным характерам и различным нуждам тех, на кого она действует. Особенно остерегайтесь смешивать злоупотребление должности с самою должностью. Должность от Бога, а злоупотребление от человека. Св. Иоанн не творит чудес, а между тем думают, не Мессия ли он, на Том основании, что святость жизни гораздо более и трогательнее всех чудес. Святые тем ниже в собственных глазах, чем выше в очах Божиих и чем более их почитают люди за их добродетели. Но это и есть как бы чудо, которое может сотворить только одна святость. Душа истинно смиренная всё сделанное ею считает за ничто и, по примеру Иоанна Крестителя, старается только возвеличивать дела Бога и воздавать Ему славу в Господе нашем.
Свидетельство Иоанна Крестителя
(Еван. от Иоанна гл. I)