Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Согрешил я против неба и пред тобою, и уже не­достоин называться сыном твоим: прими меня, как одного из наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда ещё он был далеко, отец увидел его и сжалился над ним, и, побежав, бросился к нему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: родитель! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сы­ном твоим. А отец сказал своим слугам: прине­сите лучшую одежду и наденьте его, и наденьте ему перстень на палец и сапоги на ноги; и при­ведите откормленного телёнка и заколите: ста­нем есть и веселиться; потому что сей сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся. И на­чали веселиться. Между тем, старший сын его был на поле, и возвратясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; призвав одного из слуг, он спросил, что это такое. Слуга отвечал ему: брат твой возвратился, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что увидел его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец его, вышедши, звал его; но он отве­чал ему: я столько лет служу тебе и никогда не ослушался тебя ни в чём, что ты не приказывал мне; но ты никогда не дал мне и козлёнка, что­бы мне повеселиться с друзьями моими. А ког­да возвратился этот сын твой, промотавший имение твоё с непотребными женщинами, ты заколол для него откормленного телёнка. Отец сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё - твоё. А о том надобно было порадовать­ся и веселиться, что этот брат твой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся.

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Все наставления Иисуса Христа ознаме­нованы печатию истины и бесконечной му­дрости, которой неизреченные сокровища со­крыты в Его божественном сердце. От чего же происходит, что не все сии наставления произ­водят столь глубокое впечатление, как притча о блудном сыне? Это от того, что она представ­ляет самую чувствительную картину, самую живую противоположность и самое трогатель­ное описание чрезвычайного заблуждения че­ловеческого сердца и неистощимого милосер­дия Божия. Сколько здесь в немногих словах уроков, и какие уроки! Можно ли прочитать эту притчу и не тронуться, не почувствовать ужаса к пороку, не решиться любить Бога, Ко­торый, чтобы привлечь нас к Себе, изобра­жает Себя в чертах, означающих несравнен­ную доброту. Можно ли, остановив свои взоры на превосходном изображении блудного сына, которое начертано кистью Спады* (*Спада, знаменитый Болонский живописец XVI столе­тия), не тронуться до глубины сердца, и вместе с блудным сыном, проливая сладкие слёзы со­крушения и любви, не воскликнуть: Отец мой! Я прихожу к тебе; моё поведение не будет более поруганием тем благодеяниям, которыми ты осыпал меня! Я хочу сделаться лучшим.

Цель этой притчи состоит в том, чтобы по­казать, каким путём человек удаляется от до­бродетели, и потом, как возвращается к Богу; от каких зол освобождается и какие приобрета­ет блага через искреннее обращение. Расточение отеческого богатства изображает нам то злоу­потребление, которое делает грешник из есте­ственных и сверхъестественных даров, получен­ных им от Бога. Голод и бедность есть та неиз­меримая пустота, которая образуется в душе, сотворённой для одного Бога, которую ничто не может наполнить, даже среди изобилия, когда она не имеет в себе Бога. Хозяин, которому отда­ёт себя блудный сын, есть диавол. Ах! До какого рабства дошёл он посредством ложной свободы, вместо сладкой свободы, обретающейся в раб­стве чад Божиих! - Свиньи суть те гнусные стра­сти, которых он сделался рабом; а свиной корм - те жалкие удовольствия, которым он всё принёс в жертву, которые часто не даются его желани­ям и всегда остаются неспособными удовлетво­рить им. Распутный сын, который говорит: ка­кое зло делает это отцу моему? — есть безумец, который к обиде присоединяет наглость; и греш­ник, который говорит: какое зло делает мой грех Богу? - есть нечестивец, который к без­законию присоединяет богохульство. Сколько грешников, которые говорят подобно блудному сыну: встану и пойду: но одни идут немедлен­но, другие откладывают своё возвращение: вот отчего происходят кающиеся и нераскаянные; избранные, которые прежде много грешили, и отверженные, которые тысячу раз предпо­лагали покаяться. - Драгоценная одежда есть символ первоначальной невинности. Перстень есть залог возвращения Святаго Духа в сердце, из которого Он был изгнан через грехи, в кото­рое снова возвращается с полнотою Своих даров и благодати. Сапоги охраняют ноги кающегося против камней соблазна и защищают их от уку- шения адского змия. Телец упитанный изо­бражает плоть Иисуса Христа, которая дается кающемуся в знамение примирения, и в пищу необходимую для сохранения духовной жизни, которая ему милосердно возвращается.

Иисус благословляет детей

(Лук. гл. XVIII)

Возвестив ученикам Своим о славном прише­ствии Своём в день последнего суда, Иисус предложил им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был некоторый судья, который Бога не боял­ся, и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова, и она, приходя к нему, гово­рила: защити меня от соперника моего. А он долгое время не хотел; но после сказал сам себе: хотя я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь, но как вдова сия мне докучает, вступлюсь за неё, чтобы она не приходила беспрестанно докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избран­ных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Я вам сказываю, что по­даст им защиту вскоре. Но Сын человеческий пришедши, найдёт ли веру на земле?

«Также  к некоторым, кои уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, ска­зал следующую притчу: Два человека пришли в храм помолиться: один Фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков как про­чие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мы­тарь же стоя вдали, не смел даже очей возвести на небо: но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Милостив буди мне грешнику! Я вам сказываю, что сей пошёл оправдан в дом свой, а не тот: ибо всяк возвышающий сам себя унизится, а унижа­ющий себя возвысится».

«Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, не до­пускали приносящих. Но Иисус, подозвав их, сказал: пусть приходят ко мне дети: ибо таковых есть царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как младенец; тот не войдёт в него. - И спросил Его некто из знат­ных, говоря: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Ты знаешь запове­ди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и мать. Он же сказал: это всё сохранил я от юности моей. Услышав сие, Иисус сказал ему: ещё одного тебе недостаёт: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небеси, и приходи и следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был весьма богат., Иисус увидя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! Ибо удобнее верблюду сквозь игольные уши пройти, нежели богатому войти в царствие Божие. При сем сказали слышавшие: кто же мо­жет спастися? Но Он сказал: невозможное чело­векам возможно Богу. Петр же сказал: вот мы оставили всё и последовали за Тобою. Он ска­зал им: истинно говорю вам: нет никого, кто бы оставил дом, или родителей, или братьев, или сестёр, или жену, или детей для царствия Бо- жия, и не получил бы более во время сие и в век будущей жизни вечной».

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Люди истинно благочестивые, а не те, кои ста­раются только казаться такими, не только имеют определённые часы предназначенные собствен­но для молитвы, но, чтобы исполнить заповедь божественного Наставника, они, возобновляя свои добрые намерения,^возвышаясь непрестанно духом к Богу, стараются все свои действия обра­щать в молитву, хотя не устную, но, тем не менее, сильную внутренно и непрерывную. Видя, что просьба вдовы могла смягчить сердце даже само­го немилосердного судии, чего не должны ожи­дать мы от Бога, Который есть самая благость? Наш Божественный Наставник, предлагая сей пример действенности молитвы, научает нас, что Бог, имея живейшее расположение благотворить нам, тем не менее, желает, чтобы мы молили Его о сем пламенно и постоянно.

Ничто столько не противно духу Евангель­скому, как характер тех тщеславных людей, кои, выдавая себя образцами праведности, пре­зирают других. Как много есть людей, кои, подобно Фарисею, привносят в молитву только дух гордости, входят в святилище, чтобы здесь тщеславиться своею роскошью, выставлять на­показ своё богатство и просить у Бога Его мило­стей так, как бы требовали должного им, всегда будучи готовы обратить в предметы суетности Божественные дары, когда Господь ниспосы­лает их, и роптать, если Он отказывает в них! Увы! Слишком много людей, самообольщенных и неправо понимающих сущность благочестия, кои, по-видимому, всю добродетель поставля­ют в наружной строгости жизни и в исполне­нии внешних обязанностей религии. Это оттого, что гораздо легче изнурять тело постом, неже­ли укрощать дух смирением, несравненно лег­че отказаться от имущества, нежели отречься от самолюбия. Но самое суровое изнурение плоти, самая строгая справедливость, самая неукоризненная чистота не могут отверзть нам неба, если сии добродетели не сопровождаются Христианским смирением. Грех, смиряющий человека, - чрез спасительное сокрушение, ко­торое он возбуждает в душе, снова возвыша­ет его из состояния уничижения. Ибо Бог, как скоро видит нас припадающих к стопам Его, тотчас возвращает нам Свою милость и осыпа­ет нас благодеяниями; но Он с гневом отвергает и оставляет во грехе гордого Фарисея, который не видит в мире ничего лучше себя.

Иисус Христос осуждает неправильно по­нимаемое чувство уважения к Нему Своих учеников, отдалявших от Него детей из опа­сения, чтобы они не были Ему в тягость, Сим Он научает великих мира и людей имеющих какую-либо власть, быть доступными даже для самых незначительных лиц, выслушивать их просьбы, их жалобы. Сильные земли! Этот бедный человек, которого не примечают ваши взоры, потому что или его скромность, или ваша горделивость удерживают его в отдалении, этот человек, незнаемый в своём скромном по­ложении, может быть вблик пред Богом своею невинностью и добродетелью. Итак, страшитесь за одну незначительность положения в мире не уважать тех, на коих Бог взирает, как на Своих друзей, тех, коих добрые качества ценит и са­мый мир, более вас справедливый.

Спасение трудно для богатых, потому что богатство всегда почти производит какое- либо из сих трёх следствий: или воспламеняет в сердце корыстолюбие, или надмевает гордо­стью, или делает человека чувственным и са­молюбивым. Блажен тот, кто при виде этих трудностей взирает на богатство с опасением, вместо того, чтобы увлекаться им: ибо внима­тельность к опасности, грозящей ему гибелью, заставляет его находить и употреблять во бла­го средства, которые Божие милосердие всегда полагает во власти его, чтобы спасти его от ко­раблекрушения и утвердить в святой надежде достижения царства небеснаго.